Кинопоезд: отправление и… «прибытие»
Почему кинематографисты так любят снимать поезда? Все очень просто: любой локомотив – это уже сильнейший образ. А паровозный гудок, мерный стук колес, шаги по перрону?.. А мелькающие в окнах купе ночные огни? А долгие разговоры со случайными попутчиками? А рельсы, уходящие вдаль?.. Нет, мировой кинематограф был бы куда скуднее, не имея в своем арсенале таких выразительнейших средств! В нашей новой рубрике мы будем рассказывать о лучших мировых и самых ярких художественных фильмах, так или иначе связанных с железной дорогой. Вместе с читателями нам хотелось бы погрузиться в эти картины, поведать, когда и как они снимались и самое главное – в чем их заметность.
Символично, но первый фильм в истории мирового кинематографа так и называется – «Прибытие поезда». Длится он всего 49 секунд, но именно с этой картины в 1896 году и началось зарождение великого искусства кино. Хотя в те времена «синематограф», как его называли, искусством никто не считал. Скорее, это был диковинный аттракцион, новое развлечение для публики.
Если говорить о сюжете «Прибытия…», то он крайне прост и понятен из названия. На вокзал Ла-Сьота прибывает почтовый поезд. И все! Ну, если не считать шагающих по перрону пассажиров… Казалось бы, в чем сенсация? Да во всем!
Для начала представим себе первых зрителей картины, уже наверняка что-то слышавших о «синематографе» и заглянувших посмотреть на «живые картинки». Гаснет свет… Загорается экран и… происходит чудо? Нет, приходит ужас: на человека движется многотонная махина паровоза в натуральную величину! По свидетельствам очевидцев, именно так оно и было. Сам Максим Горький, посетивший один из сеансов первого «фильма», писал: «И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране появляется поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас – берегитесь! Кажется, вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите…».
Паника и потрясение после первого просмотра «Прибытия поезда» – факт общеизвестный. Даже в культовой советской комедии «Человек с Бульвара Капуцинов» режиссер Алла Сурикова в одной из сцен весьма иронично обыгрывает реакцию зрителей на мчащийся паровоз. И она не далека от истины, разве что в «оригинале» никто не стрелял в экран. Но интересно другое: «Прибытие поезда» на самом деле не первый фильм. До этого уже были сняты и публично показаны в конце 1895 года несколько кинолент, среди которых – «Выход рабочих с фабрики», «Кормление младенца», «Вылавливание красных рыбок»… Названия, опять же, говорят сами за себя. Они, конечно, возымели свой эффект, но не столь шокирующий. «Поезд» обогнал всех и стал первым по силе эмоционального воздействия на публику. Именно поэтому дату премьеры фильма – 6 января 1896 года – и принято считать отправной точкой развития мирового кинематографа.
Кто же все это придумал и воплотил в жизнь? Это знаменитые братья – французы Луи и Огюст Люмьеры. Сама идея снять движущийся состав с определенного ракурса была изначально гениальной. В этом авторы картины превзошли всех на то время. Фильм сразу занял место в списке канонических произведений. И неспроста. В кадре поезд появляется издалека и, приближаясь, проходит через весь экран, выходит на первый план и как бы ныряет в пустоту за его левым краем, создавая ощущение пространства. Впервые на плоском экране так передается движение в перспективе. И это настоящее новаторство. К тому же применяется съемка общим, средним и крупным планом. Не зря операторы по всему миру стали копировать «люмьеровский» стиль и снимать прибывающие поезда в самых разных частях света. Можно сказать, что именно поезд становится символом зарождения новой эры – эры кинематографа.
С чего же все начиналось? Еще в 1892 году Луи и Огюст Люмьеры делают первые попытки создать аппарат, способный придать статичным картинкам движение. От отца им досталась фабрика по производству фотоматериалов, что на практике помогает братьям приблизиться к реализации своего увлечения. Пытливый ум и предприимчивость Люмьеров позволяют им сконцентрировать и использовать в исследованиях последние разработки в этой области. В частности, они приобретают права на устройство под названием Cinematographe Leon Bouly, которое дорабатывают в течение нескольких лет. В результате в 1895-м братья запатентовывают собственную версию аппарата и тут же проводят «испытания» своего детища прямо на проходной фамильного предприятия, снимая «Выход рабочих с фабрики». Формально это и есть первый фильм в истории.
Революция совершена, картинки «ожили»! Но братья продолжают экспериментировать с изображением, снимая еще ряд лент, среди которых и знаменитое «Прибытие поезда». Успех фильма дает понять, что «синематограф» имеет большие и далеко идущие перспективы, в первую очередь коммерческие. «Синематограф» очень быстро распространяется по всему миру. Кинотеатров пока нет, фильмы выборочно показывают в арендованных полуподвальных помещениях.
Люмьеры первыми выдвигают идею регулярных показов. В то же время братья понимают, что стоят на грани чего-то гораздо большего. Нет, они еще не склонны считать «синематограф» новым видом искусства, но интуитивно чувствуют всю палитру его разнообразия в будущем. Ведь именно Люмьеры первыми понимают: реальность можно не просто запечатлевать, снимая «что вижу», но и создавать. Или хотя бы корректировать под определенную задачу. А здесь уже без определенной подготовки, а точнее, постановки, не обойтись. И первый пример тому – опять же работа над «Прибытием поезда».
Далеко не многие знают, но при съемках этого, на первый взгляд, абсолютно документального или даже хроникального фильма были использованы постановочные элементы. К примеру, все пассажиры – это родственники или знакомые братьев Люмьер! Их попросили «правильно сыграть» свои роли – то есть в нужный момент появиться в кадре, выйти на средний или крупный план и т. д. А это непросто: дублей нет, съемка в силу конструкции аппарата может длиться только 50 секунд, а паровоз ждать или повторять не будет (кстати, уже тогда поезда ходили строго по расписанию). И на все – одна попытка. Она удалась. Поэтому некоторые критики и историки кино считают «Прибытие поезда» еще и первым постановочным фильмом. Однако с этим можно поспорить. Все-таки под постановкой, прежде всего, мы понимаем игровое кино.
Есть у «первого фильма» и еще одна особенность – присутствие главного героя. Да-да, это сам поезд, могучий и доминирующий, надвигающийся с неумолимой неизбежностью. Для первых зрителей он – как мистическое существо, появляющееся из ниоткуда и исчезающее в никуда… А в этом уже некоторый намек на жанровость в «синематографе». Хотя первым полностью игровым и жанрово выраженным был совершенно другой фильм братьев Люмьер – это тоже известный всем «Политый поливальщик», публичная премьера которого состоялась на девять дней раньше, чем «Прибытие…» в гран-кафе на знаменитом бульваре Капуцинок. В «Поливальщике» есть очерченный сюжет с завязкой и развитием, комичность и непосредственная актерская игра. Ничто иное, как первая в истории комедия.
«Прибытие поезда» в этом смысле вполне можно отнести к жанру триллера, фильма ужасов или даже боевика… Не зря картина вошла в список самых страшных сцен кинематографа. Но по форме он все-таки документальный. Не следует забывать и о различиях психологии восприятия людей нашего времени и первых зрителей XIX века. Хотя и сейчас мы можем глубоко погружаться в тот или иной фильм, но при этом всегда осознаем, что созерцаем произведение искусства, а не действительность. Зритель того времени не был так подготовлен и подспудно воспринимал экран как окно в реальность. Сегодня такой эффект по воздействию можно сравнить, пожалуй, с технологиями виртуальной реальности.
С премьерой «Прибытия поезда» человечество окунулось в новую эпоху, символизирующую превращение «великой иллюзии» в настоящее искусство – кино. Открылись иные творческие пути, где нашлось место самым разным идеям, темам и направлениям.
Среди этой палитры создается немало фильмов, в центре действия которых поезда и железная дорога. Словом, наше кинопутешествие начинается…
Александр БОГДАН