Октябрь
Чт
22
2020

…И предан любимому делу

93-летний Михаил Зайцев – старейший по возрасту ветеран Гомельского отряда Военизированной охраны. Он относится к тем людям, которых принято называть поколением победителей.

Михаил Петрович Зайцев с внучкой Ольгой

Детские годы Михаила Петровича прошли в городе Тихвин Ленинградской области.
В 1942 году, будучи школьником, он два месяца участвовал в оборонных работах на Волховском фронте, где рыл окопы и строил дороги. Оттуда в 1943-м 17-летнего юношу призвали в действующую армию. Он получил специальность пулеметчика. В составе 92-го стрелкового полка участвовал в освобождении Латвии от немецко-фашистских захватчиков. Осенью 1944 года после ранения и длительного лечения в военном госпитале Михаила Петровича перевели стрелком в 152-й стрелковый полк Народного комиссариата внутренних дел СССР, базировавшегося в Риге. В Латвии он служил три года, откуда в звании старшины был направлен в воинскую часть НКВД СССР в Барановичах. Михаил Зайцев награжден орденом Славы, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
В 1951 году Михаил Петрович стал старшиной 5-го отряда Военизированной охраны Белорусской железной дороги, базировавшегося в Барановичах. После окончания Борисовского планово-учетного техникума в мае 1955 года Зайцева перевели на должность бухгалтера отряда, но совсем ненадолго: уже в декабре его назначили старшиной команды отряда. А в 1958-м судьба делает новый поворот: молодого и перспективного работника переводят в Гомельский отряд Военизированной охраны старшиной стрелковой команды № 19 по охране особо важных объектов станции Шатилки (с 1965 года – Светлогорск). Его подчиненные охраняли мост через Березину, по которому с 1960-х годов стали курсировать грузовые поезда с продукцией местных предприятий. В штате стрелковой команды в то время постоянно находились 5 служебных собак. В 1965 году должность старшины команды была упразднена. Михаил Петрович стал начальником отделения и в этом качестве работал в течение 13 лет.
С 1978-го по 1986 год Зайцев возглавляет коллектив стрелковой команды № 19 из 19 человек. В тот период произошел курьезный эпизод – несанкционированная посадка вертолета в запретной зоне возле моста. Михаил Петрович с подчиненными направился к крылатой машине, тревожно ожидая какого-то инцидента. Но на месте выяснили, что внеплановую посадку перевозивший геодезистов вертолет совершил из-за технической неисправности, которую экипаж смог устранить на месте… В должности начальника команды Зайцев также оперативно решал производственные вопросы с руководителями местных промышленных предприятий.
На заслуженном отдыхе Михаил Петрович не теряет интереса к работе бывших коллег. Не пропускает ветеранские собрания, памятные акции, посвященные праздничным датам. После реорганизации в 2018 году команда стала называться группой на станции Светлогорск стрелковой команды на станции Жлобин. Начальник группы Геннадий Жуков и его подчиненные поддерживают ветерана: оказывают помощь на его приусадебном участке. Не забывают Михаила Петровича руководство и совет ветеранов Гомельского отряда Военизированной охраны.
Давно ушла из жизни супруга Михаила Петровича. Сегодня своими успехами ветерана радуют дочери Галина и Татьяна, а также трое внуков. Младшая Галина живет в далекой Амурской области и стала железнодорожницей. После окончания Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта вместе с супругом, уроженцем Смоленщины Владимиром Сачивкиным, она уехала строить Байкало-Амурскую магистраль. На Дальнем Востоке они решили и остаться. Галина Михайловна долгие годы работала инженером группы надежности технической документации Февральской дистанции сигнализации и связи, а Владимир Семенович трудился машинистом локомотивного депо Ургал Дальневосточной железной дороги. По стопам отца пошел и внук Михаила Петровича Алексей. Сейчас он помощник машиниста тепловоза оборотного депо Февральск локомотивного депо Тында. По мере возможности все они стараются чаще бывать в Беларуси.
Старшая дочь Татьяна и ее дети не стали железнодорожниками, но непростая жизнь отца и деда всегда была для них примером служения людям.

Евгений ВОЛОСТНЫХ

Яндекс.Метрика