«Машинист – состояние души»
Яркими театральными миниатюрами, веселыми номерами в формате КВЖ и песнями стремились удивить зрителей и жюри участники финала дорожного конкурса «Машинисты нашей магистрали». Однако решающую роль при определении победителей сыграли знания, продемонстрированные в ходе профессионального этапа состязания.
На финал, состоявшийся на сцене гомельского Дворца культуры железнодорожников, приехали представители всех отделений Белорусской магистрали. От каждого – по одному тандему в составе машиниста и его помощника, которые стали призерами отделенческих этапов.
Конкурсантам предстояли четыре этапа испытаний. На первом («Фотоальбом») они демонстрировали слайд-шоу или коллаж с отражением специфики деятельности депо и особенностей труда машинистов, их помощников, рассказывали о наставниках и мире своих увлечений.
Первыми на сцену вышли представители Могилевского отделения: машинист тепловоза Олег Харьянов и помощник машиниста Дмитрий Черноусов (оба – из локомотивного депо Могилев). Выступать в самом начале – особенно волнительно. Впрочем, быть всегда впереди, в тонусе, предельно внимательными и готовыми к любым неожиданностям – привычное дело для каждой локомотивной бригады.
Представители Могилевского отделения рассказали о предприятии, его традициях, своем опыте работы на магистрали, о том, как повлияла железная дорога на судьбы их предков. Конкурсную эстафету на сцене продолжили работники локомотивного депо Брест: машинист электропоезда Сергей Бурай и помощник машиниста электропоезда Евгений Комбуль. Они подошли к презентации нестандартно, щедро наполнили двухминутный видеоролик юмором и самоиронией. За это заслужили бурные аплодисменты зрителей.
Историческим экскурсом в прошлое железных дорог Беларуси стал следующий этап конкурса. Всем командам, разместившимся на сцене, необходимо было ответить на вопросы викторины. Например, о дате поступления на Белорусскую железную дорогу локомотивов 2ТЭ10М и 2ТЭ10У, первого маневрового ТМЭ1 или год установления Дня железнодорожника. Кроме того, конкурсантам предложили опознать по фото вокзалы нашей магистрали, в хронологическом порядке определить начало эксплуатации некоторых паровозов, решить другие задачи. На обдумывание каждого ответа – не более 30 секунд.
Третий этап «Это наша работа» был посвящен непосредственно специфике труда участников. Каждой команде предстояло ответить на два вопроса, адресованных машинисту и помощнику. На это – также полминуты.
Допустимая скорость при маневровой работе, основные значения сигналов светофоров, случаи проведения полного опробования тормозов, типы светофоров – вопросы были очень разные. Некоторые конкурсанты отвечали с ходу, досрочно. Другие же не смогли справиться с волнением и порой давали неполные или неточные ответы. Жюри учло все это и выставило соответствующие оценки.
«Фристайл» – завершающий этап конкурса. Формат абсолютно соответствовал названию: каждый мог проявить свои способности, возможности, таланты. Роль конкурсантов – солирующая. В соответствии с правилами претенденты на победу могли заручиться поддержкой коллег, а также участников любительских художественных коллективов.
Каждый удивлял по-своему. Например, представители Могилевского отделения в образах Буратино и Мальвины предстали в юмористической миниатюре. Брестские конкурсанты ярко заявили о себе выступлением в формате Клуба веселых железнодорожников. А машинист тепловоза локомотивного депо Витебск Вадим Устинович и помощник Анатолий Проценко порадовали песней собственного сочинения. Свое выступление они сопроводили оригинальным видеоклипом, который транслировался на большом экране. «Машинист – это не профессия, это состояние души» – такие слова, звучавшие рефреном, запомнятся, наверное, всем в зрительном зале.
Песнями радовали и другие участники. Команда Гомельского отделения посвятила выступление 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, проникновенно исполнив хорошо знакомую многим «Смуглянку». Эта композиция впервые прозвучала еще в годы войны, а после выхода на экраны кинофильма «В бой идут одни «старики» была на пике своей популярности.
Подводя итоги конкурса, председатель жюри, заместитель начальника Белорусской железной дороги Петр Стоцкий высоко оценил старания участников, их настойчивость, целеустремленность и творческий подход к выполнению заданий. Он также поблагодарил зрителей, которые горячо поддерживали конкурсантов.
– Мы все убедились, что машинисты и их помощники – творческие люди, – отметил Петр Васильевич. – Однако багаж профессиональных знаний, умение их применять – еще важнее. Поэтому вполне закономерно, что в тройку победителей вошли именно те команды, которые лучше других проявили себя в ходе профессионального этапа.
Добрые слова в адрес всех участников конкурса сказали и первый заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Дмитрий Гольнев, а также председатель Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Виктор Какора.
По результатам всех этапов третье место заняла команда Брестского отделения. На второе вышли представители Витебского. А первое заслужили железнодорожники Гомельского отделения.
Машинист тепловоза локомотивного депо Калинковичи Александр Баев трудится на дороге с 2012 года. Занят прежде всего в грузовом движении. Водит поезда на Коростень, Лунинец, Жлобин, Гомель, Могилев, Осиповичи. У его коллеги, помощника машиниста дизель-поезда локомотивного депо Жлобин Антона Коледы опыта меньше. Но он постоянно пополняет багаж знаний и рассчитывает в перспективе стать машинистом. Для него, как и для других участников отделенческих и дорожного конкурсов они являются дополнительным стимулом для саморазвития и повышения престижа профессии.
Руслан
АНАНЬЕВ