Февраль
Чт
25
2021

С гарантией надежности

Микропроцессорную централизацию «Днепр» внедрили на станциях Мормаль и Ящицы, расположенных на участке Жлобин – Калинковичи, в рамках пятисуточного «окна». При реализации этой задачи применили ряд новых технических решений и устройств.

Алла Шуст управляет движением на станции Мормаль

Эти станции стали очередными, где внедрили разработку специалистов Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги. У каждого из двух объектов – своя специфика, поэтому представители КТЦ приняли непосредственное участие в монтаже и наладке устройств. Был учтен и опыт внедрения системы на станции Сморгонь в мае нынешнего года.
Станция Мормаль сравнительно небольшая, промежуточная, расположена примерно в 20 километрах от Жлобина. Но она находится на участке с интенсивным грузовым и пассажирским движением. Поэтому переключение на МПЦ – важный шаг к повышению безопасности перевозок.
При реализации проекта специалисты заменили четыре стрелочных перевода, установили восемь светофоров. Кроме того, на станции появилось новое здание модульного типа. Конструкции для его сборки, а также микропроцессорную и релейную «начинки» изготовили на Брестском электротехническом заводе. В монтаже приняли участие специалисты УП «Белтрансавтоматика». Они же были задействованы и при укладке инженерных сетей на станции и прилегающих к ней перегонах, а также в установке светофоров.

Новое здание модульного типа на станции Мормаль

На период переключения устройств управление движением перевели на особый режим. От автоматического перевода стрелок временно перешли к ручному. С учетом возросшей нагрузки количество дежурных по станции увеличили за счет привлечения железнодорожников с других участков.
Алла Шуст начальником станции Жердь стала несколько месяцев назад. А до этого, еще с начала 1990-х, трудилась на станции Мормаль, поэтому досконально знает ее специфику. Вполне закономерно, что именно она помогала бывшим коллегам.
– Теперь перед дежурным по станции вместо пульта-табло – несколько мониторов и компьютерная мышь, – сравнивает она. – Конечно, новую систему изучила. С ней нас познакомили в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Кроме того, провели дополнительные занятия непосредственно на станции. Считаю, что ничего особенно сложного в переходе на МПЦ нет. В дальнейшем дежурному будет даже проще работать, чем прежде.
А полученный опыт мне пригодится и на станции Жердь, где также внедрят микропроцессорную централизацию.
– Меньше реле – значит меньше заботы с обслуживанием устройств, – считает начальник участка Жлобинской дистанции сигнализации и связи Григорий Бусел. На его счету – участие в аналогичных работах на участке от Жлобина до Гомеля.

Начальник участка Жлобинской дистанции сигнализации и связи Григорий Бусел тестирует работу МПЦ

Благодаря обновлению упростится и труд эсцебистов: от планового обслуживания и ремонта устройств – к работе «по состоянию». Автоматика сама будет диагностировать и выявлять неполадки, предотказные ситуации, появится возможность дистанционного мониторинга. Поскольку внедренная на Мормали и Ящицах МПЦ «Днепр» – разработка белорусских специалистов, это упростит эксплуатацию оборудования и программного обеспечения, доработку некоторых нюансов.
– Внедрение МПЦ – ответственная, напряженная работа, – отмечает главный инженер Жлобинской дистанции сигнализации и связи Константин Голик. – Но в дальнейшем часть автоматики переместится с перегонов на станции, и для диагностики и ремонта устройств наши специалисты будут меньше времени тратить на дорогу. С учетом того, что в зоне нашей ответственности участки общей протяженностью около 250 км, в том числе от Жлобина и почти до самого Гомеля и Калинковичей, это особенно важно.
На станции Ящицы специалисты выполнили примерно тот же объем работы, что и на Мормали: они уложили четыре новых стрелочных перевода, установили восемь светофоров, оборудование МПЦ также разместили в новом здании модульного типа. Правда, дополнительные сложности были связаны с тем, что здесь для приема длинносоставных поездов есть удлиненный третий путь.
Для рационального использования времени «окна» работу выполняли параллельно с переключением устройств СЦБ.
На протяжении пяти дней в центре внимания специалистов были не только две эти станции, но и примыкающие к ним перегоны. На участках Жлобин-Подольский – Мормаль и Мормаль – Ящицы внедрили микропроцессорную автоблокировку АВЕ-1-ВС, а на направлении от Ящиц до Светлогорска-на-Березине выполнили увязку с действующими устройствами автоблокировки.

Новое здание модульного типа на станции Ящицы

– Мы продолжаем внедрять МПЦ «Днепр», применяем новые технические решения и оборудование, – рассказал первый заместитель начальника службы сигнализации и связи Управления дороги Григорий Атрохов. – Например, в зданиях модульного типа на этих станциях появилась питающая установка производства Брестского ЭТЗ. Она представляет собой стойки электропитания с двойным преобразованием напряжения и резервированием питания. Оборудование защитит МПЦ от перебоев электропитания, поскольку способно поддерживать эксплуатацию комплекса устройств, пока специалисты не восстановят привычную схему электроснабжения или запустят резервную с использованием дизель-генератора. Аналогичный подход ранее применялся и на других объектах. Однако именно здесь впервые установлена белорусская разработка.
– В 2020 году микропроцессорную централизацию планируем внедрить на шести станциях, расположенных между Ящицами и Калинковичами, – сообщил Григорий Атрохов. – Причем на пяти из них появится МПЦ «Днепр», а в Светлогорске-на-Березине – ESA-44-ВС.
Кроме того, в следующем году предстоит большая работа по переключению на микропроцессорную централизацию крупных железнодорожных узлов – Гомельского и Калинковичского. А в дальнейшем – и на участке от Калинковичей до Словечно.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика