Декабрь
Сб
05
2020

В учениях шлифуя мастерство

Слаженность действий, грамотный подход к решению нестандартных задач и быстроту их выполнения продемонстрировали работники аварийно-спасательных и восстановительных подразделений Барановичского узла во время дорожного тактико-специального учения по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей при перевозке опасных грузов.

– Подобные учения на Белорусской магистрали проводятся регулярно, – говорит заместитель начальника общетехнической службы Валерий Акулик. – Каждое из них готовится с учетом специфики железнодорожных узлов. Через Барановичский проходит более сотни различных наименований опасных грузов, в основном нефтеналивные. Поэтому работникам пожарного аварийно-спасательного поезда на станции Барановичи и восстановительного поезда Барановичи необходимо закрепить на практике теоретические знания. Речь идет о ликвидации аварийной ситуации, связанной с разгерметизацией цистерн с опасными грузами, и возникшего в результате происшествия пожара. Могу отметить, что задача поставлена максимально сложная, требующая ликвидировать ЧС в несколько этапов: информирование и взаимодействие, эвакуация пострадавших и оказание им первой медицинской помощи, тушение пожара, проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ.
…«Внимание-внимание! Просим работников и пассажиров покинуть территорию станции!», – раздается из громкоговорителя голос дежурного.
По легенде, в 13.00 на станции Барановичи-Северные зафиксировано транспортное происшествие, в ходе которого цистерна с раствором аммиака сошла с рельсов и опрокинулась. В результате повреждения произошла утечка опасного груза. Травмированы два железнодорожника.
Уже через несколько минут после оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации размеренную и спокойную жизнь города нарушают пронзительные сирены пожарных машин и карет скорой медицинской помощи, которые спешат к месту аварии. А на станции для координации действий всех подразделений, которые будут ликвидировать происшествие, создан оперативный штаб.
В это время специалисты Барановичского зонального центра гигиены и эпидемиологии определяют степень и зону заражения и далее ограждают ее. Устанавливаются знаки «Заражено. Аммиак» с указанием направления ветра.
К этому моменту на станцию прибывает пожарный аварийно-спасательный поезд. Его работники в защитных костюмах и средствах индивидуальной защиты органов дыхания рассредоточиваются по площадке. Одни эвакуируют пострадавших из зоны заражения, доставляют и передают их санитарной дружине Барановичской дистанции сигнализации и связи для оказания первой помощи и сопровождают к прибывшей на место бригаде скорой. Другие устраняют течь аммиака с использованием специальных чопов, а также предотвращают распространение ядовитых паров опасного вещества путем создания водяной завесы.
Параллельно с этим работники дежурных смен предприятий Барановичского узла отгораживают место разлива земляными валами. Стоит особо отметить четкость и слаженность действий всех участников.
– Аварийная ситуация для учения была смоделирована таким образом, чтобы привлечь к ликвидации не только аварийно-спасательные и восстановительные подразделения узла, но и задействовать городские службы, чтобы отработать и укрепить взаимодействие между ними, – поясняет Валерий Акулик.
Тем временем работники ПАСП совместно с представителями Барановичского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям прокладывают рукавные линии для создания вокруг поврежденной цистерны пенной «подушки».
Следующий шаг ликвидации – изъятие зараженного грунта и его последующая утилизация. Анализ, выполненный силами специалистов центра гигиены и эпидемиологии, показал, что опасные вещества там нейтрализованы, угрозы жизни и здоровью работников нет. А это значит, что к делу подключается восстановительный поезд Барановичи. Его задача – с помощью железнодорожного крана вернуть сошедшую цистерну на рельсы. Работать можно уже без средств индивидуальной защиты.
– За 9 месяцев текущего года работники восстановительного поезда Барановичи дважды выезжали на ликвидацию последствий схода железнодорожного подвижного состава. Также они осуществили около 40 выездов с целью подъема тяжеловесных грузов, – отмечает заместитель начальника Барановичского отделения – главный ревизор Валерий Руцкий, на которого была возложена ответственная миссия руководить ликвидацией ЧС. Валерий Владимирович отмечает, что подобные учения помогают оттачивать взаимодействие между всеми его участниками. И сегодняшнее мероприятие это подтверждает.
Согласно легенде, в результате транспортного происшествия вторая цистерна, с дизельным топливом, воспламенилась из-за повреждения нижнего сливного прибора и образовавшейся капельной течи. Для ликвидации пожара прибыли дополнительные силы Барановичского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям, которые с помощью воздушно-механической пены из УКТП «Пурга», а также стационарного лафета охлаждают цистерну и устраняют возгорание груза.
Присутствующие на учении представители белорусского и российского филиалов Независимой экономической компании Галина Швеева и Алексей Крупенин в очередной раз отметили высокопрофессиональную работу спасателей. Эта структура является связующим звеном между Белорусской железной дорогой и крупным грузоотправителем из Казахстана, поэтому ее представители часто бывают не только на учениях, но и на реальных происшествиях.
– Наш грузоотправитель доверяет нам, а мы – Белорусской магистрали, – говорит директор «НЭК-Брест» Галина Швеева.

…Время бежит быстро: работники ПАСП уже перекачивают дизельное топливо из поврежденной, а, следовательно, непригодной для перевозки опасного груза цистерны в другую, которая находится в составе пожарного аварийно-спасательного поезда. Поврежденную емкость доставляют в вагонное депо. Руководитель учений после проверки исправности пути дает указание о возобновлении движения поездов и маневровой работы на станции Барановичи-Северные.

– Учение прошло слаженно, четко, все подразделения отработали без замечаний, – отмечает во время разбора и подведения итогов Валерий Руцкий.
Остался доволен работой своего коллектива и начальник пожарного аварийно-спасательного поезда на станции Барановичи Владимир Устьян:
– Нынешний результат – это непрерывное совершенствование навыков наших спасателей в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также тесное взаимодействие с причастными городскими службами, которое в дальнейшем будет продолжаться и укрепляться.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика