Дороге – силы и талант

Среди специалистов в области путевого хозяйства имя профессора БелГУТа Виктора Матвецова давно стало легендой. Более полувека нынешний руководитель научно-исследовательской лаборатории «Путь», действующей на базе отраслевого вуза, посвятил совершенствованию технологии ремонта пути, внес весомый вклад в расширение полигона бесстыкового пути на Белорусской и других железных дорогах. Столько же лет готовил высококвалифицированные кадры для стальной магистрали.

Виктор Иванович родился в Калачинске Омской области. В городе была крупная железнодорожная станция Калачинская.
– Мы, мальчишки, любовались мощью паровозов – стальных драконов, пышущих паром, восхищались железнодорожниками и мечтали примерить красивую форму и фуражку, – рассказывает собеседник. – Мой сосед служил в железнодорожных войсках. Впечатлившись его рассказами, я подал документы в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. После его окончания работал на Свердловской магистрали: был бригадиром пути, затем дорожным мастером. В 1960 году меня перевели в Путеобследовательскую станцию № 2 Главного управления пути, которая обслуживала семь железных дорог МПС СССР.
Получив практический опыт, Виктор Матвецов решил применить знания на научно-педагогической ниве.
В 1961 году возвращается в альма-матер, поступает в аспирантуру и защищает кандидатскую диссертацию. Новаторские способности он проявлял еще в студенческие годы, поэтому сразу активно включился в процесс совершенствования укладки рельсовых плетей, оптимизации температурной работы и условий эксплуатации железнодорожного полотна.
Когда в начале 1960-х было решено проводить в СССР укладку на станциях сварных рельсов длиной до 100 метров, он лично провел детальный анализ и доказал, что такое верхнее строение пути работает в режиме бесстыкового и требует устройства уравнительных пролетов. Так, благодаря изысканиям молодого теоретика с 1962 года в парках и на главных путях железных дорог, начали внедрять конструкцию бесстыкового пути на костыльном скреплении рельсовыми плетями.
Вопреки мнению скептиков Виктор Матвецов обосновал и опытную укладку рельсовых плетей длиной до 900 метров на деревянных шпалах на перегоне Чик – Коченево Западно-Сибирской железной дороги, аргументировав тем самым возможность укладки и нормальной эксплуатации бесстыкового пути в суровых климатических условиях. А через два года вместе с единомышленниками провел уникальный эксперимент, доказав безопасность применения такой конструкции.
– В 1968-м меня направили в БИИЖТ (сегодняшний БелГУТ). С тех пор я неразрывно связан с Белорусской, – рассказывает профессор. – За это время разработал более 30 инструкций, стандартов и других нормативных документов для предприятий. Результаты исследований представлены более чем в 500 научных и учебно-методических работах, которые опубликованы в журналах. Оформлено 21 авторское свидетельство и многочисленные патенты.
Но особенно горжусь своими учениками. Многие из них уже стали аксакалами путевого хозяйства и трудятся в странах СНГ и дальнего зарубежья, некоторые занимают высокие должности. Подготовил одного кандидата технических наук и 20 магистров.
В сотрудничестве с отраслевой научно-исследовательской лабораторией Министерства путей сообщения СССР (сегодня НИЛ «Путь»), действующей при белорусском отраслевом вузе с 1963 года, Виктор Иванович совершенствовал конструкции элементов верхнего строения пути, в том числе изолирующих и амортизирующих деталей. Многие его научно-исследовательские труды посвящены температурной работе звеньевого и бесстыкового пути, новым полимерным материалам из вторичного сырья и отходов производства для путевых деталей.
Он первым обосновал целесообразность повторного использования старогодной путевой решетки на железобетонном основании на менее напряженных участках дороги. Под его руководством была проведена переукладка 60 км пути с участка Жлобин – Бобруйск на Рабкор – Бобруйск.
Виктор Матвецов выполнял научные исследования по заказам МПС и Белорусской. Также изучал нормативную документацию по оптимизации условий эксплуатации 25-метровых рельсов, бесстыкового пути на костыльном скреплении, принимал активное участие в работе V Комиссии Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Научная разработка по продлению сроков службы элементов верхнего строения пути на участках перевозки калийных удобрений была представлена на ВДНХ СССР.
Сотрудниками лаборатории «Путь» совместно со специалистами Белорусской железной дороги разработано 25 основополагающих документов в сфере путевого хозяйства, 14 из которых – за последние пять лет. Создан комплекс типовых технологических процессов по укладке, сварке, ремонту и восстановлению целостности рельсовых плетей.

За активное участие в развитии железнодорожного транспорта СССР он награжден знаками «Почетному железнодорожнику». В 1988 году признан лучшим организатором научного творчества МПС СССР. Удостоен знаков «Ганаровы транспартнік» и «Ударник XI пятилетки», дважды – знаков «Отличный работник Белорусской железной дороги» и «Выдатнік Беларускай чыгункі». Весьма ценными для именинника остаются и наградные часы – вначале от министра путей сообщения СССР, а чуть позже и от начальника Белорусской железной дороги.

Около 10 лет Виктор Иванович являлся членом Комитета ОСЖД по пути и путевому хозяйству. Сегодня профессор Виктор Матвецов активно участвует в работе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Беларуси, читал в Латвии курс лекций по температурной работе звеньевого и бесстыкового пути. продолжает консультировать работников службы пути Управления дороги по вопросам путевого хозяйства, проводит экспертизы случаев нарушений безопасности движения поездов на Белорусской и других железных дорогах.
Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика