В помощь диспетчерам – «автопилот»

Автоматизированную систему управления движением поездов (АСУДП или «Автодиспетчер») разработали специалисты Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги. Ее использование позволит повысить производительность труда поездных диспетчеров, увеличить пропускную способность участков и направлений, решить ряд других важных задач.

– Первые наброски новой системы появились еще пять лет назад. Активная работа над ней шла последних два года, – рассказывает ведущий инженер-программист Артем Дубина. – Большое внимание уделили тестированию и обкатке.
В частности, подготовили макет «Автодиспетчера» для участка Орша – Лепель. А затем опробовали в условиях более высокой интенсивности движения поездов – на участке от Витебска до Езерища.
По его словам, в ходе обкатки получили рекомендации специалистов хозяйства перевозок. Ведь новый продукт КТЦ предназначен именно для движенцев. Разработку и тестирование системы выполняли под руководством заместителя начальника Конструкторско-технического центра Владимира Шумского.
Структурная схема «Автодиспетчера» проста и лаконична. Данный программный комплекс устанавливают на рабочем месте поездного диспетчера Центра управления перевозками службы перевозок. Информация об актуальном графике движения поездов и другие сведения будут автоматически аккумулироваться и обрабатываться. Программа сама составит наиболее оптимальный план движения на несколько часов, сформирует в электронном виде лист с нитками поездов, который при желании можно распечатать. Кроме того, предполагается, что система сможет переключать сигналы и проводить поезда по заданному участку.
– АСУДП избавит диспетчера от рутинной работы, – объясняет заместитель начальника отдела КТЦ Тимофей Литвинович. – Можно будет экономить время на внесении параметров запланированного движения и разработке схем с нитками поездов. Кроме того, программа при необходимости подстрахует диспетчера, поможет ему избежать неоптимальных, неточных решений.

В работе над проектом инженер КТЦ Елизавета Радивил, ведущий инженер-программист Артем Дубина и заместитель начальника отдела Тимофей Литвинович

Полагаться исключительно на АСУДП пока не планируется. Решающую роль будет по-прежнему играть человек. Поездной диспетчер сможет выполнять стоящие перед ним задачи, используя при этом преимущества нового программного комплекса, и контролировать функционирование системы. При необходимости – вносить оперативные данные, корректировать, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Таким образом, благодаря внедрению информационных технологий постепенно совершенствуется работа диспетчеров. Прежде им приходилось тратить много времени на обработку информации, составление схем с нитками поездов. Теперь же многие процессы будут автоматизированы. Система совершенствуется с применением искусственного интеллекта. Дальнейшее ее развитие позволит повысить безопасность движения поездов, а также пропускную способность станций и перегонов. Кроме того, она оптимизирует деятельность диспетчеров, в том числе с возможностью укрупнения участков обслуживания.
«Автодиспетчер» – очередной вклад специалистов Конструкторско-технического центра в расширение использования информационных технологий в различных сферах деятельности Белорусской – в частности, в хозяйстве перевозок. В качестве перспективных направлений определено развитие железнодорожной инфраструктуры для повышения пропускной способности станций и участков, автоматизация и цифровизация перевозочного процесса, расширение применения безлюдных и малолюдных технологий организации перевозочного процесса, совершенствование технологического обеспечения и оптимизация системы управления эксплуатационной работой. Есть планы по дальнейшему развитию сети и наращиванию функционала диспетчерской централизации «Неман», МПЦ «Днепр», других разработок КТЦ.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика