Декабрь
Сб
05
2020

Есть на кого равняться

Если сложить годы трудового стажа на предприятиях Жлобинского узла четырех поколений династии Кучеровых-Хаткевич, то итог превысит 360 лет. из них 252 года связаны с местной дистанцией сигнализации и связи.

Дмитрий и Наталья Ословы, Николай Кучеров, Геннадий Кучеров с супругой Еленой

– Основатели династии – мои деды Яков Васильевич Шульгов и Захарий Емельянович Кучеров, – рассказывает железнодорожник в третьем поколении, ветеран Жлобинской дистанции сигнализации и связи Геннадий Кучеров. – Работниками магистрали были и их дети – мои родители Клавдия Яковлевна и Петр Захарович. По их стопам пошли я, моя старшая сестра Лариса и младший брат Николай. Поддержали семейное дело внуки: две Натальи, Ольга и Максим. Но обо всех по порядку.
О Захарии Емельяновиче мой собеседник знает мало: ему было всего четыре года, когда не стало деда по отцовской линии. Собрать сведения помог хранитель фондов комнаты боевой и трудовой славы локомотивного депо Жлобин Сергей Сухоцкий, который работал с Кучеровым на предприятии в конце 1950-х годов. По сохранившимся документам стаж Захария Емельяновича составил более 20 лет. И можно предположить, что на магистраль он пришел еще в середине 30-х годов прошлого столетия. Трудился на складе топлива, был машинистом парового железнодорожного крана.
– А вот деда Якова я помню хорошо, – продолжает Геннадий Петрович. – Он очень любил внуков и проводил с нами много времени. Часто повторял: «Внучата, мои внучата!». И мы с радостью оставались у него ночевать. За окном мороз, кружит вьюга, а в доме тепло. Залезем все на печку, прижмемся к деду и, затаив дыхание, слушаем его сказки и рассказы.

Основатели династии Яков Васильевич Шульгов и Захарий Емельянович Кучеров

С 1930 года Яков Васильевич был стрелочником на станции Жлобин-Подольский. Сюда вернулся в 1946-м и до выхода на пенсию трудился рабочим по исправлению коммерческих браков. Внуки его помнят очень добрым и общительным. Единственное, о чем не любил говорить, это о войне. Во время оккупации был угнан в Германию. Свое возвращение на родину считал настоящим чудом. Во время наступления советских войск в барак, где находился Яков, попал снаряд. Из сотни пленных в живых осталось всего 12 человек, в том числе и он.
– Много горя во время войны хлебнули и мои родители. Оба были узниками Озаричского концентрационного лагеря, – с дрожью в голосе говорит Геннадий Петрович. – Мама жила в деревне Большие Роги, а отец родом из соседней – Солоное. В 1944-м фашисты собрали сельчан и отправили в Калинковичский район. Лагерь стоял на болотистой местности, был обнесен колючей проволокой и заминирован по периметру. Не было никаких построек. Люди находились под открытым небом. Костры разводить запрещали. Папа заболел тифом, был очень слаб. Позже часто повторял, что он с братьями и сестрой выжил только благодаря моей бабушке: чтобы хоть как-то поддерживать жизненные силы, она заставляла детей жевать сосновые иголки и кору деревьев.
Невзирая на искалеченное войной детство, как вспоминает Геннадий Петрович, его родители всегда были оптимистами и никогда не жаловались на трудности. Почти полвека прожили вместе душа в душу. Петр Захарович 35 лет работал во 2-й Жлобинской жилищно-ремонтной конторе, которая позже вошла в состав Гомельской дистанции гражданских сооружений. Клавдия Яковлевна в 1949 году окончила курсы телеграфиста-телефониста при дистанции сигнализации и связи. На заслуженный отдых ушла в 1985-м старшей по смене телеграфа. Награждена медалью «Ветеран труда». В дистанции ее и сегодня вспоминают как высококлассного специалиста.

Лариса Кучерова-Хаткевич и Клавдия Шульгова-Кучерова

Любовь к железной дороге супруги передали и своим детям. Старшая дочь Лариса 37 лет также работала телеграфисткой. Сыновья Геннадий и Николай освоили специальность электромеханика.
– Такое решение закономерно. Субботники, демонстрации, совместное празднование Дня железнодорожника были долгожданными событиями детства и остались самыми яркими воспоминаниями, – рассказывает Геннадий Петрович. – А с каким восторгом мы шли к маме на работу! В то время применялись аппараты СТА-63, которые трещали так, что в помещении сложно было услышать друг друга. Аппарат, как печатная машинка, литерами выбивал буквы на бумажной ленте. Ее потом клеили на телеграфные бланки. Позже ленточные аппараты сменились телетайпами с перфолентами.
После службы в армии братья Кучеровы продолжили трудовую династию. Устраиваться в дистанцию сигнализации и связи пришли с разницей в год: Геннадий – в 1978-м, а Николай – в 1979-м. Оба начинали электромонтерами СЦБ, затем отвечали за исправность приборов безопасности АЛСН. В 1995-м Геннадия Петровича назначили старшим электромехаником КИП АЛСН. с этой должности он и ушел в нынешнем году на заслуженный отдых.
Потомственные железнодорожники быстро входили в курс дела, осваивали новые устройства, схемы, приборы, внедрили немало рацпредложений. Досконально изучили все оборудование радиосвязи, установленное на локомотивах. И, что немаловажно, никогда не отказывали в помощи коллегам с других участков – как советом, так и на практике. Неоднократно фамилия Кучеровых заносилась на Доску почета предприятия. А в трудовых книжках в разделе о поощрениях и наградах почти не осталось пустых строк. Оба брата награждены почетными грамотами Гомельского отделения. Геннадий Петрович отмечен Почетной грамотой Жлобинского райисполкома и Благодарностью начальника Гомельского отделения. Примечательно, что и его супруга Елена Ивановна была тоже тесно связана с железной дорогой. Начинала в 1983-м телефонисткой в техконторе станции Жлобин, а спустя два года перевелась в дистанцию сигнализации и связи.

Максим Кучеров, Ольга и Андрей Хорошун

Поддержали семейное дело и две дочери Геннадия и Елены Кучеровых. Старшая Ольга (в замужестве Хорошун) после окончания брестского отраслевого техникума работала электромехаником проводной связи, сейчас – инженер техдокументации СЦБ. Здесь же трудится и дочь Ларисы Кучеровой-Хаткевич Наталья Науменко. Символично, что двоюродные сестры Ольга и Наталья подали документы одновременно в одно учебное заведение на специальность «проводная связь на железнодорожном транспорте».
– И разве я могла выбрать другую профессию? – подключается к разговору младшая дочь Геннадия Петровича Наталья Ослова. – Даже в выходные у нас дома шли разговоры о железной дороге. Люди болели за свое дело и даже на досуге думали о работе. Уже в младших классах решила, что пойду по стопам родных. Заочно окончила брестский отраслевой техникум и девятый год работаю электромехаником ЛАЗа. Здесь же трудится мой супруг Дмитрий.
Второй зять Геннадия Петровича – тоже железнодорожник. Супруг Ольги Андрей Хорошун после окончания БелГУТа работал помощником машиниста в локомотивном депо Витебск, затем бригадиром дизельного участка.
В 2004-м перевелся в локомотивном депо Жлобин, где освоил обязанности мастера дизельного и электроаппаратного участков. Сейчас он – инженер-технолог. Андрей принимал активное участие в модернизации тепловозов 2ТЭ10УК. Внедрил несколько десятков новаторских предложений и неоднократно был признан лучшим рационализатором магистрали. Отмечен нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Самый младший представитель четвертого поколения династии Максим – сын Николая Петровича – тоже окончил БелГУТ.
В 2017 году пришел в локомотивное депо Жлобин слесарем по ремонту электрических машин. А через год перевелся инженером-технологом в локомотивное депо Минск. К работе юноша относится серьезно и ставит перед собой цель стать настоящим профессионалом. Равняться ему есть на кого.
В семье Кучеровых – Хаткевич не только чтят железнодорожную преемственность, но и бережно хранят историю рода и его традиции. Каждые выходные железнодорожники собираются за общим столом. А там, глядишь, на магистраль придет и следующее их поколение. Дочь Натальи Ословой Алина учится в 7 классе и не раз говорила родным, что мечтает примерить железнодорожную форму.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика