…И до сих пор сочиняет стихи
Почетный железнодорожник, ветеран Великой Отечественной войны, чья трудовая биография тесно переплелась с историей дороги, Петр Ильич Пчелинцев 10 ноября отметил 95-летие.
У этого крепкого мужчины прекрасная память и талант рассказчика. Во время беседы Петр Ильич называет точные даты и вспоминает детали, которые, казалось бы, должны были давным-давно затеряться в лабиринтах прошлого. На его долю выпало немало испытаний, которые он выдержал стойко и с любовью к жизни.
Родился мой собеседник в Рязанской области. Сестра и брат работали на железной дороге. Будучи школьником, Петр на летних каникулах помогал родным: колол деревянные шпильки, которые для плотности забивались вместе с костылями, собирал рабочий инструмент.
22 июня 1941 года 17-летний Петр приехал в Москву в столичное ФЗУ № 3, но вместо занятий в классе его направили копать противотанковые рвы и доты.
– Я был старостой группы столяров-плотников. Работали с утра до позднего вечера под бомбежками и артобстрелами, – вспоминает ветеран. – Когда противник начал подходить к Волоколамску, нас, оставшихся в живых 27 человек из 250 учащихся, отправили в Москву.
В октябре того же года Петр Ильич вернулся домой, где еще застал отца. Это была их последняя встреча. Не вернулись домой и его родные дяди, муж сестры. Был тяжело ранен и родной брат. Лихолетье разбросало семью: одна сестра осталась в Сибири, вторая – под Москвой.
Окунувшись в воспоминания, Петр Ильич задумчиво умолкает. Ему и самому не раз приходилось быть на волосок от смерти. В августе 1942-го парня призвали в армию и направили в 73-й полк войск НКВД по охране железной дороги. Стрелок Пчелинцев обеспечивал в пути следования к линии фронта сохранность перевозимых номенклатурных грузов. Порой ехали по пять суток и чаще всего под прицельным огнем вражеской авиации.
– Сначала я сопровождал поезда, затем был приемщиком вагонов, диспетчером, – вспоминает ветеран. – Как только в ноябре 1943-го освободили Гомель, мы начали отправлять сборные поезда до станции Новобелицкая.
Помимо прямых обязанностей Петр Ильич в составе наряда войск НКВД участвовал в оперативной работе. В начале 1944 года в прифронтовой полосе действовало немало вражеских агентов. Одного из них удалось выявить и задержать моему собеседнику.
– При дополнительной проверке документов старший лейтенант Красной армии, отдыхавший в привокзальном кафе, оказался фашистским диверсантом, заброшенным в Беларусь для передачи радиограмм о передвижении военных эшелонов, – вспоминает собеседник. – Подготовлен он был хорошо. Помимо радиостанции, спрятанной в лесу, диверсант отдал и удостоверение личности путевого обходчика на свое имя, заношенную форму и фуражку. При допросе выяснилось, что агент успел передать два послания. И на основании его сообщений вражеской авиацией были нанесены точные удары по составам в Гомеле и Добруше.
Приходилось Петру Ильичу применять оружие и в послевоенные годы, когда задерживал преступников, грабивших пассажиров в поездах.
– Это было в 1946 году в Унече. С соседней станции передали, что в следующем к нам поезде орудует банда из трех человек, – вспоминает собеседник. – Обходя стрелков и охранные посты в парке отстоя, заметил мужчин, попадавших под описание очевидцев и пострадавших: один крепкий высокий, второй тощий и длинный, а третий в офицерской шинели с чемоданом. Я знал, что они вооружены. Поэтому пришлось даже мини-спектакль разыграть, чтобы обойтись без кровопролития.
С 1947 года младший сержант Пчелинцев проходил службу в 76-м полку войск МВД, а с 1951-го – в Военизированной охране Белорусской железной дороги. Сначала был старшиной команды в Орше, затем перевелся в Гомельский отряд. Инициативный и энергичный работник сразу попал в поле зрения руководства, и вскоре его назначили начальником стрелковой команды на станции Гомель, а через два года – помощником начальника отряда по хозяйственной части. В 1969 году он окончил гомельский железнодорожный техникум по специальности «техническое снабжение и сбыт». Спустя несколько лет перевелся старшим инженером в отдел материально-технического снабжения Гомельского отделения, где и работал до пенсии.
На заслуженный отдых мой собеседник ушел лишь в возрасте 73 лет, так как еще десять лет был бригадиром по снабжению Гомельской дистанции пути.
Петр Ильич удостоен нескольких наград, среди которых – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», знаки «Почетному железнодорожнику» и «150 лет железным дорогам». В его трудовой книжке – десятки записей о поощрениях. Петр Пчелинцев всегда работал честно и добросовестно. Душа в душу прожил с любимой женой Ниной Ивановной более 60 лет. Сын Александр выбрал карьеру военного летчика. Служил в Хабаровске, на Кавказе.
– Он взял пример с меня. Я с детства занимался спортом, позже увлекся легкой атлетикой и рукопашным боем, метко стрелял, – рассказывает юбиляр. – Не люблю сидеть без дела. Движение – это жизнь.
Слова подтверждает собственным примером: каждое утро делает зарядку, гуляет на свежем воздухе, читает печатную периодику, смотрит новости и… сочиняет стихи.
Лидия СЕРГЕЕВА