Диагностика нового уровня
Новый вагон-дефектоскоп серии ВД-УМТ-2, оснащенный по последнему слову техники, поступил на Белорусскую железную дорогу.
После завершения наладки оборудования и обучения персонала этот передовой комплекс будет задействован во всех отделениях магистрали для неразрушающего контроля рельсов и обследования состояния других элементов верхнего строения пути.
Это позволит повысить оперативность и достоверность диагностики железнодорожных рельсов и элементов стрелочных переводов, что в свою очередь положительно скажется на безопасности движения поездов.
Вагон-дефектоскоп поступил из России. На время подготовки к постоянной эксплуатации его разместили на 64-м пути станции Минск-Сортировочный. В эти дни в нем многолюдно: российские специалисты обучают белорусских коллег, вместе отлаживают работу оборудования и аппаратно-программных комплексов. В этом процессе также задействованы представители структурных подразделений Центра диагностики объектов инфраструктуры и преподаватели Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Как отмечают поставщики, новый вагон-дефектоскоп имеет ряд преимуществ. Он оснащен программным обеспечением «ИНТЕГРАЛ» и регистрирующим комплексом, который фиксирует данные диагностики, текущие координаты пути и скорость движения вагона-дефектоскопа, а также осуществляет архивацию и хранение документов контроля всех диагностических систем. Кроме того, внедрены многоканальный дефектоскоп «ЭХО-КОМПЛЕКС-2», бесконтактная система измерения профиля рельсов «СОКОЛ-2» и система визуально-измерительного обнаружения дефектов рельсов «СВОД-2».
– Изготовленный для Белорусской железной дороги вагон-дефектоскоп серии ВД-УМТ-2 по-своему уникален. В нем применен особый лазерный профилометр, усовершенствованная ультразвуковая магнитная тележка второго поколения (УМТ-2), – рассказывает руководитель проектов АО «Фирма ТВЕМА» Сергей Сараев.
С 2015 года для железных дорог России и Казахстана было поставлено около 30 аналогичных вагонов-дефектоскопов, которые на практике доказали свою эффективность. В том, который поступил в Минск, применены инновационные решения. Оснащение было выполнено с учетом запросов Белорусской железной дороги. Применена система автоматизированной обработки результатов контроля «АСТРА». Она позволит ускорить и упростить обработку большого объема информации. По итогам анализа данных система будет представлять информацию в удобном для восприятия виде. Эти и другие функции повысят эффективность расшифровки диагностических параметров. Анализ и мониторинг полученных данных позволят перейти от фиксации отказов к прогнозированию предотказных состояний рельсов и планированию необходимых ремонтных и регламентных работ (шлифовки, репрофилирования, наплавки, замены).
– В новом вагоне-дефектоскопе также оборудование, которое позволяет проводить диагностику состояния рельсов
с применением трех основных методов: ультразвукового, магнитного и визуального, – отмечает главный инженер Центра диагностики объектов инфраструктуры Василий Лаврисюк. – В частности, использовано шесть видеокамер (по три на каждую рельсовую нить). Это позволяет рассматривать объекты в мельчайших деталях: рельсовые скрепления, стыковые соединения, стыковые зазоры. Благодаря наличию подсветки хорошую «картинку» можно получить в любое время суток, даже в пасмурную погоду.
Применены новые подходы в лазерном контроле и исследовании параметров профиля головки рельсов.
По словам Василия Лаврисюка, новый вагон-дефектоскоп, оснащенный в соответствии с современными требованиями, придет на смену физически и морально устаревшему его предшественнику, который эксплуатировался несколько десятков лет. Основу штата для обслуживания нового оборудования составят прежние работники.
– Новый вагон-дефектоскоп в значительной степени отличается от старого, есть много новаций, – сравнивает начальник вагона-дефектоскопа Виталий Куцаев. – Но работники у нас опытные, заинтересованные в скорейшем освоении аппаратно-программных комплексов и диагностических систем новинки. Российские специалисты в этом активно помогают. Поэтому ознакомление идет быстро и успешно.
Позаботились поставщики и о создании благоприятных условий для работы и отдыха обслуживающего персонала, который отправляется в рейс на продолжительный период времени. Помимо салона, оснащенного четырьмя рабочими местами с серверным шкафом, пультами управления и восемью ЖКИ-мониторами, вагон-дефектоскоп имеет дизельное помещение, совмещенное с мастерской, купе для отдыха персонала, помещения для приготовления и приема пищи, душевую кабину и туалет. Для специалистов вагона-дефектоскопа, которые в длительных поездках будут обследовать участки отделений дороги и проверять на протяжении смены до нескольких сотен километров пути, такое наполнение очень важно.
С учетом поступившей новинки Центр диагностики объектов инфраструктуры Белорусской железной дороги в настоящее время располагает тремя вагонами-дефектоскопами и таким же количеством вагонов-путеизмерителей. В дальнейшем работа по обновлению современной диагностической техники будет продолжена.
Руслан АНАНЬЕВ