«Константин Заслонов»: герой и… романтик
Продолжаем серию материалов о лучших фильмах, действия в которых непосредственно связаны с железной дорогой. И здесь нельзя не вспомнить об одной из самых заметных советских картин послевоенного времени – «Константин Заслонов». Это отечественная лента о знаменитом подпольщике, работавшем во время Великой Отечественной в паровозном депо Орша. Кстати, это еще и первая художественная картина об этой войне, снятая на белорусской земле. И, без преувеличения, абсолютно успешная. Выйдя на советские экраны в далеком 1949 году, она сразу оказалась среди лидеров проката, заняв вторую строчку рейтинга. Фильм посмотрели миллионы!
Сейчас «Константин Заслонов» входит в золотой фонд белорусского и советского кинематографа. Картина по многим параметрам стала новаторской для своего времени. Ее уникальность нельзя отрицать и сегодня. Если кто-то из тех, кто не смотрел фильм, сразу представляет себе эдакий героико-пафосный эпос, то он несколько ошибается. Все не так просто. Во-первых, Константин Заслонов – реальный человек, действительно возглавлявший паровозное депо в Орше. Его подпольная деятельность на оккупированной фашистами территории не может не вызывать восхищения. Применяя голливудскую терминологию, Заслонов работал «под прикрытием». Да еще как работал! Будучи блестящим специалистом и опытным железнодорожником, ему удалось войти в доверие к немцам и на важнейшем для фашистов участке организовать и впоследствии филигранно исполнить операции по подрыву подвижного состава, многих стратегически важных для оккупантов железнодорожных объектов. Это по его идее и под его руководством были применены так называемые «угольные» мины. Это именно он создал широкую подпольную сеть, возглавил партизанское соединение и погиб в бою, как настоящий герой с оружием в руках.
Вторая особенность картины в том, что она, при всем сохранении героико-патриотических традиций, разрушает существовавший в то время художественный стереотип, согласно которому немцев чаще всего показывают в гротескном, шаржированном ключе. Здесь впервые враги предстают реальными людьми. Умными и опытными противниками, обмануть и одолеть которых непросто.
И, наконец, стилистика картины, строгая и лаконичная, выдержанная в суровой, сдержанной манере, приближена, скорее, к детективному изложению. Напряжение в фильме поддерживается за счет своеобразного психологического поединка Заслонова с Хиртом и гестаповцем Нейгаузом. Противник изощрен, умен и подозрителен. И непонятно, кто возьмет верх в этой смертельной игре. Поэтому так много внимания уделено крупным планам героев.
История создания киноленты была, мягко говоря, непростой. За несколько лет до съемок фильма Аркадий Мовзон написал пьесу, постановку которой осуществили в Белорусском государственном драматическом театре имени Я. Купалы. Спектакль имел большой успех и даже получил Сталинскую премию. Несколько позже появилась идея отразить историю Героя Советского Союза Константина Заслонова и на экране. К постановке привлекли одного из родоначальников белорусского кино, «зубра» отечественной кинематографии Владимира Корш-Саблина. Сценарий предложили написать автору пьесы Аркадию Мовзону. Резонно решив, что главных героев в фильме исполнят купаловцы, которые блестяще сыграли в одноименном спектакле, Корш-Саблин приступил к съемкам. Уже было отснято большое количество ключевых эпизодов, в том числе и довольно трудоемких сцен со взрывами в Оршанском железнодорожном узле, когда работу пришлось приостановить. Дело в том, что проект курировало высокое партийное руководство Советского Союза. После просмотра отснятого материала оно пришло к выводу, что фильм далеко не в полной мере отражает руководящую роль партии в подпольной деятельности Заслонова. В срочном порядке переписывается сценарий, а весь отснятый материал… летит в корзину! Более того, от Корш-Саблина, который всегда ратовал за участие в национальных проектах именно белорусских актеров, потребовали заменить почти весь актерский состав. Можно себе представить, что пришлось пережить съемочной группе! И эти волнения касались не только «потерянных» ролей… На помощь Корш-Саблину из Москвы был направлен известный режиссер Александр Файнциммер. Еще на довоенной студии «Советская Белоруссия» он снял художественные ленты «Поручик Киже», «Балтийцы», а в годы войны – картину «Александр Пархоменко». На главную роль вместо купаловца Бориса Платонова Файнциммер предложил популярного тогда Владимира Дружникова – тоже яркого и выразительного артиста, ставшего известным после выхода картин «Без вины виноватые» и «Сказание о земле сибирской». Справедливости ради стоит отметить, что Дружников был моложе Бориса Платонова и его возраст куда больше соответствовал возрасту самого Заслонова, которому в 1942-м было всего лишь 32 года. Да и внешнее сходство тоже имеет не последнее значение в кино. Работа, по сути, началась заново.
Невероятно, но все эти внесенные по требованию свыше изменения и дополнения не испортили картину. И, скорее всего, потому что и Корш-Саблин и Файнциммер были очень опытными режиссерами и одаренными людьми. Они все равно сделали основную ставку не на героико-пафосное повествование, а на противостояние личностей и интригу действия. Это было рискованным и смелым художественным решением. Хотя некоторая плакатность в фильме все же присутствует. Но не нужно забывать, что это были послевоенные сороковые годы. А зрители – не просто свидетели войны, а зачастую непосредственные ее участники. И плакатный стиль был им близок.
Сюжет фильма, кстати, даже после внесения изменений в большинстве своем строился на реальных исторических фактах и биографии Константина Заслонова. …Осенью 1941 года, будучи в эвакуации, герой обращается в ЦК КП(б) с предложением отправить его назад в Оршу, в тыл врага для создания подпольной группы. Примерно в то же время приехавший в город гауляйтер Кубе говорит немецким офицерам об огромной важности этого железнодорожного узла – ключевого при наступлении на Москву. Фашисты остро нуждаются в специалистах-железнодорожниках, что и помогает Константину Заслонову получить должность начальника паровозных бригад. Почти все в депо считают его предателем. Он рискует погибнуть от рук «своих». Заслонову удается убедить немцев вернуть рабочих из концлагеря. Именно они станут его ближайшими помощниками и соратниками в борьбе с фашистами. И это только начало самых смелых и невероятных операций под его руководством…
Что интересно, как в кино, так и в реальной жизни Заслонов – отличный профессионал, железнодорожник по призванию, прекрасно разбирающийся во всех тонкостях работы депо, знающий до винтика любой паровоз, все слабые и сильные стороны дорожной инфраструктуры и т. д. Это помогает ему в организации уникальных диверсий, среди которых не только взрывы подвижного состава, но и, к примеру, продуманная операция по заморозке всей системы водоснабжения в Оршанском узле. Все так детально продумано и технически четко исполнено, что немцы никак не могут соотнести его имя с произошедшим. Авторы фильма здесь ничего не преувеличивают, ведь существует масса документов и воспоминаний очевидцев. Это тот редкий случай, когда канва картины не противоречит жизненной правде.
Другое дело, что, возможно, ленте не хватает каких-то сугубо личностных красок героя. Ведь сколько интересного рассказали, к примеру, в свое время дочери Константина Сергеевича. С какой теплотой они говорили об отце. Кстати, старшая Муза была режиссером-документалистом и работала на киностудии «Беларусьфильм». Сопоставив многие из этих воспоминаний, все больше убеждаешься в неординарности личности Заслонова и том, что он был не просто человеком смелым, умным и невероятно выдержанным. Настоящий герой, опытнейший железнодорожник он был еще и… большим романтиком! Чего только стоит вот эта реальная история, рассказанная близкими…
Заслонову было около двадцати лет, когда после окончания Великолукской железнодорожной профтехшколы его распределили в Витебск. Здесь он влюбляется в девушку и делает все возможное и невозможное, чтобы завоевать ее сердце: читает стихи, пытается научиться танцевать и даже… становится летчиком. Ну, почти… Дело в том, что девушке, по ее словам, нравятся пилоты. Заслонов, недолго думая, поступает в один из аэроклубов Осоавиахима. Прямо перед экзаменами во время отработки дальности, пролетая над домом своей возлюбленной, он сбрасывает ей во двор букет и письмо с признанием. Не в стиле, конечно, Заслонова, но он… промахивается: цветы и пламенное признание приземляются на соседний двор! А тут еще гроза началась и проблемы в воздухе… В общем, летчиком он не стал.
Зато у него была другая профессия, без которой он жизнь свою не представлял. Железная дорога – вот что его увлекало и целиком поглощало! Об этом в один голос рассказывали все близкие. Поэтому Заслонов стал учиться дальше и поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Уже там он получает письмо от той самой девушки, которой нравились пилоты. Спустя какое-то время молодые люди женятся, а затем у них появляются две дочери. Константин Заслонов успешно руководит паровозным депо в Орше. А еще чуть позже начинается война и та суровая, но почти реальная история, отраженная в фильме.
В жизни Заслонов героически погибает, но в картине нет сцены его смерти. Это символичный художественный ход. В финале, глядя с экрана, Константин Заслонов, уже будучи командиром целого партизанского соединения, обращается к соратникам по борьбе с фашистами. Камера отдаляется, партизаны зрительно сливаются с лесом и кажется, будто нет им конца…
Фильм не только имел огромный успех у зрителей, но и по праву стал образцом советского военного кино для кинематографистов на целое десятилетие. Заслонов же останется одним из самых ярких белорусских героев Великой Отечественной! И он наш с вами коллега – железнодорожник. Есть чем гордиться, согласитесь…
Александр БОГДАН