Февраль
Вт
11
2025

Путь к новым знаниям

Торжественная церемония открытия учебной лаборатории «Путевые машины и механизмы» состоялась в БелГУТе с участием начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова. Это важное событие, как и международная конференция, посвященная проблемам безопасности на транспорте, было приурочено к 65-летию трех ведущих факультетов университета: управления процессами перевозок, механического и строительного.

– Путь – основа железной дороги, ее сила, – отметил на мероприятии Владимир Морозов. – Обновление лаборатории – очередной важный шаг по совершенствованию системы подготовки кадров для магистрали.
По его словам, очень символично, что этот объект назван именем первого ректора БИИЖТа (предшественника современного БелГУТа) Алексея Алексеевича Петруковича. Он родился в семье железнодорожника, начинал трудовую биографию путевым рабочим Псковской дистанции пути. Ему довелось поработать на разных железных дорогах Советского Союза. Он проявил талант хорошего организатора, а также преподавателя. Значительная часть жизни этого человека была связана с транспортным вузом Беларуси, ректором которого он был с 1953-го по 1961 год. Присвоение обновленной лаборатории его имени – это и дань уважения всем преподавателям университета, давшим путевку в жизнь десяткам тысяч инженеров, применивших профессиональные знания в Беларуси и других странах.
Ректор университета Юрий Кулаженко поблагодарил руководство Белорусской железной дороги за существенную помощь в оснащении лаборатории, где установлено современное оборудование и применены новейшие информационные технологии. Ученые прогнозируют, что в перспективе бум внедрения ІТ, характерный для сектора связи, широко охватит и транспортную сферу. Студенты БелГУТа должны осваивать новые технологии, чтобы их знания соответствовали требованиям времени.

Старший преподаватель Наталья Сырова и магистрант Вадим Дудорга

Новый объект предназначен для проведения лабораторных и практических занятий по специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Кроме того, здесь будут обучаться слушатели Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь, а также студенты и курсанты других специальностей, изучающие дисциплину «Устройство и эксплуатация железнодорожного пути».
– Лаборатория включает в себя компьютерный класс на 12 мест, есть здесь и интерактивная доска, – рассказал заведующий кафедрой проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов Павел Ковтун. – Установлена одна из последних моделей стационарного рельсосмазывателя, представлены современные конструкции и узлы верхнего строения пути, которые применяются также при строительстве и обслуживании метрополитена. Можно внимательно изучить и средства малой механизации путевого хозяйства магистрали.
Благодаря поддержке Белорусской железной дороги кардинальное обновление лаборатории выполнено в сжатые сроки – всего за несколько месяцев.
В работе активно участвовали не только преподаватели, но и студенты, магистранты. Общими усилиями они подготовили, в частности, около 40 новых стендов, которые помогут в усвоении знаний. Как предполагается, оснащение лаборатории будет очень востребовано. В течение дня на занятия сюда будут приходить более 100 человек.
– Применение некоторых компьютерных программ и адаптация их к потребностям нашей системы обучения позволят студентам решать принципиально новые задачи, – отметил преподаватель Артем Лапушкин. – В частности, они могут в разных проекциях, в мельчайших деталях изучать элементы верхнего строения пути, анализировать изменение состояния узлов и деталей в зависимости от уровня нагрузки на участок пути и другие параметры.
Комплексное обновление лаборатории стало очередной ступенькой к совершенствованию материально-технической базы БелГУТа. Ранее, в частности, современным оборудованием оснастили учебные лаборатории кафедр «Автоматика, телемеханика и связь», «Информационно-управляющие системы и технологии». Такая последовательная работа способствует повышению не только уровня знаний выпускников, но и престижа железнодорожных профессий.
Кроме того, на этой неделе в БелГУТе состоялась IX Международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам безопасности на транспорте. Пленарное заседание и 9 тематических секций, более 400 докладов – такой высокий интерес еще раз подтвердил, что эта тема по-прежнему актуальна.
– Безопасность по своей сути многогранна. На протяжении всей жизни человек стремится оградить себя от опасности, – отметил Владимир Морозов, выступая на открытии конференции.
Он подчеркнул, что на Белорусской железной дороге безопасность – важнейший индикатор работы, ключевой фактор конкурентоспособности, значимый элемент социальной ответственности и обеспечения развития экономики страны. На магистрали большое внимание уделяется улучшению состояния инфраструктуры и подвижного состава, укреплению трудовой и производственной дисциплины. И крайне важно, чтобы на это настраивали еще раньше – в профильных колледжах и вузах.
С учетом требований времени должны совершенствоваться и соответствующие нормы. Например, для железнодорожников на «пространстве 1520» главным руководством к действию по-прежнему являются ПТЭ (Правила технической эксплуатации железных дорог), впервые сформулированные более 130 лет назад.
Выступая на конференции, главный дорожный ревизор по безопасности движения поездов Белорусской железной дороги Виктор Тихонович акцентировал внимание на важности профилактических мероприятий. По его словам, задача ревизоров – найти такие методы обнаружения недостатков и воздействия на «узкие места», чтобы недоработки, ошибки и нарушения отдельных железнодорожников не влияли на безопасность движения поездов. Вместе с тем многое зависит от ответственного отношения и дисциплины каждого работника.
Такой комплексный подход приносит ощутимый результат: количество нарушений безопасности движения уменьшается. Дальнейшая динамика в значительной степени зависит от уровня подготовки кадров. Необходимо совершенствовать учебные программы, усиливать практикоориентированность образовательного процесса.
В рамках конференции ее участники обсудили много других вопросов. Среди них – безопасность транспортных систем, пассажирских перевозок, надежность подвижного состава, систем автоматики, телемеханики и связи, транспортной инфраструктуры, строительного комплекса, экологическая, энергетическая и экономическая безопасность, фундаментальные научные исследования.
К 65-летию трех ключевых факультетов БелГУТа ряду преподавателей университета были вручены отраслевые награды. Торжественная церемония прошла с участием Владимира Морозова.
Владимир Михайлович поблагодарил наставников за многолетний добросовестный труд, подготовку высококвалифицированных специалистов. На весь коллектив университета, который по праву считается кузницей кадров для магистрали, возложена важная миссия: от их преподавательского таланта в значительной степени зависит будущее железнодорожного транспорта.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика