В авангарде больших перемен
Сегодня отмечает 80-летний юбилей Геннадий Новик – человек, олицетворяющий целую эпоху в развитии отечественной магистрали, стоявший у истоков внедрения здесь самых передовых технологий, без которых уже нельзя представить работу современной железной дороги. Ветеран труда, он является обладателем высшей отраслевой награды – знака «Почетный железнодорожник».
На отечественную магистраль Геннадий Новик пришел в 1963 году после окончания ЛИИЖТа, получив направление в Молодечненскую дистанцию сигнализацию и связи. Работал сначала механиком, затем старшим механиком, а через два года стал главным инженером.
– Это было особое время, – вспоминает Геннадий Васильевич. – Шла электрификация двух участков Минск – Олехновичи и Олехновичи – Молодечно. Лучшую школу для молодого специалиста сложно придумать. Постигать все и учиться приходилось быстро. В конце шестидесятых дорогу возглавил Евгений Юшкевич и задал невероятный темп! В 1972 году меня пригласили уже в службу сигнализации и связи Управления дороги в качестве заместителя главного инженера. В то время главным инженером там был Владимир Окорков, опытный специалист, в одинаковой степени требовательный к себе и другим. Зато всегда мог поддержать любую интересную инициативу. Спрашивал строго, но по совести. Так мы и трудились – по правде сказать, жили на работе.
В 1975 году Геннадий Новик был назначен заместителем начальника службы. Этот период, кстати, можно назвать переломным не только в его профессиональной судьбе, но и в развитии Белорусской железной дороги в целом. Менялось многое.
В том числе активно внедрялась электрическая централизация – на нее постепенно переходили все станции магистрали. Геннадий Васильевич был среди тех, кто стоял в авангарде больших перемен. В 1981-м его назначают главным инженером службы сигнализации и связи, а еще через десять лет – заместителем главного инженера дороги.
– Честно говоря, это было непростое назначение, – говорит ветеран. – В 1991 году намечался очередной технологический прорыв: на базе Минского отделения строился Дорожный диспетчерский центр управления перевозками, предполагающий полное техническое оснащение диспетчерской централизацией. Проект был инновационным для того времени, и его реализация представляла большой интерес. Начальник дороги назначил меня ответственным за его внедрение и предложил совместить обязанности заместителя главного инженера дороги с существующей должностью главного инженера службы. Очередной сложный экзамен.
Конечно же, Геннадий Васильевич сдает его на «отлично». Но время не стоит на месте. Прогресс требует очередных нововведений – внедрения технологий, связанных с вычислительной техникой. Геннадий Новик плотно работает в этом направлении, и в конце 1992 года его назначают начальником Дорожного конструкторско-технологического бюро. Именно на его базе разрабатывается новая диспетчерская система, которая получила название «Минск». Внедрение программных средств становится очередным большим шагом вперед.
– Наш ДКТБ разработал в скорости и диспетчерскую централизацию «Неман», – продолжает Геннадий Новик. – Она была сделана полностью на программной основе. По сути, начиналась новая эпоха. Было создано отдельное предприятие вычислительной техники, в которое вошло сразу несколько дорожных структур. Меня назначили его директором. Мы реализовывали и внедряли уникальные проекты, не потерявшие своей актуальности и по сегодняшний день.
Уйдя на заслуженный отдых в конце девяностых, Геннадий Васильевич продолжал сотрудничать с Брестским вычислительным центром. В 2002 году он единственный на дороге имел собственную локальную сеть на базе оптоволокна, связавшую 30 предприятий. А в том же году Геннадия Новика пригласили на должность главного инженера проекта в Конструкторско-технический центр.
– Одной из задач было доказать, что наша система ДЦ «Неман» не уступает по параметрам российским и зарубежным аналогам, – говорит Геннадий Васильевич. – И нам это удалось. На момент моего ухода из центра в 2018 году она на дороге была внедрена более чем на 15 участках. Нашими системами заинтересовались и за рубежом: их широко внедрили в Казахстане, Туркменистане, Эстонии… Труды были ненапрасными.
И в свои 80 ветеран сохраняет остроту ума, трезвость суждений и честно признается, что надо вовремя уступать место новому поколению:
– Как бы ни пытались мы подтянуться к ним, все равно будем в роли догоняющих. Это закономерно. Но во все времена найдутся люди, которые своей идеей и волей смогут повести за собой остальных. Мне в этом смысле повезло: с такими я долгое время трудился бок о бок.
Александр БОГДАН