Истоки большого пути
Коллектив Молодечненской дистанции пути отметил 80-летие образования предприятия. Его история началась в 1939 году, когда Западная Беларусь вошла в состав БССР. Само время диктовало условия развития.
Согласно приказу, подписанному народным комиссаром путей сообщения Лазарем Кагановичем «Об организации Львовской, Белостокской, Ковельской и Брест-Литовской железных дорог…», была создана 9-я Молодечненская дистанция пути. Первым ее начальником стал Сергей Завгородний. Молодечненские путейцы начали обслуживать направления Минск – Вильнюс и Полоцк – Лида. Еще до начала Великой Отечественной войны на этих участках удалось сделать многое, в том числе повысить скорость движения поездов и их пропускную способность. Но годы фашистской оккупации все достигнутое практически свели на нет.
После Великой Отечественной в истории Молодечненской дистанции пути начался новый, непростой этап – восстановительный. Людей и ресурсов не хватало. Но самоотверженный труд приносил свои плоды:
возобновлялось движение поездов, развивалось путевое хозяйство. Именно в этот сложнейший для страны период коллективу предприятия на протяжении нескольких лет за достигнутые результаты вручалось переходящее Красное Знамя МПС и ВЦСПС.
В 1951 году дистанцию возглавил Михаил Дмитриенко. Путевое хозяйство сделало очередной рывок в развитии.
В 1957 году в Беларуси началась укладка бесстыкового пути на железобетонных шпалах.
И первым участком стал отрезок от Молодечно до Сморгони, который обслуживали молодечненские путейцы. Сегодня на их «попечении» уже 443 таких километра из 558 главного хода. Кстати, особая заслуга в части внедрения рельсовых плетей на Белорусской железной дороге принадлежит Виктору Матвецову – профессору БелГУТа, воспитавшему не одно поколение путейцев.
В 1963 году на отечественной магистрали началась электрификация. И опять впервые это происходит в зоне обслуживания предприятия –
на участке Минск – Молодечно.
Дистанция пути довольно часто была в авангарде передовых новшеств. Долгие годы предприятием успешно руководили такие заслуженные люди, как Яков Лавринович, Петр Прокопчик, Виталий Савчук, Владимир Соболь, Геннадий Феськов… Продолжает традиции, заложенные предшественниками, и нынешний начальник дистанции Сергей Матрашило. Здесь он трудился бригадиром, мостовым мастером, инженером техотдела и главным инженером.
– Главное – это люди, – убежден Сергей Леонидович. – Все начинается с человека и его желания работать, учиться, постигать что-то новое. А еще должно быть уважение к коллегам. Если все это есть, подход можно найти к любому. Ведь сила коллектива – в слаженности. Тогда любая задача по плечу.
А задач действительно много – на обслуживании 558 км развернутой длины главных путей, более 200 км станционных и подъездных, 634 стрелочных перевода, 105 переездов, 292 искусственных сооружения.
Развитие и совершенствование дистанции продолжается. Сегодня это высокомеханизированное предприятие, оснащенное современной железнодорожно-строительной и специальной самоходной техникой, позволяющей выполнять все необходимые виды работ. У коллектива неплохие результаты по многим показателям. К примеру, балльность за 11 месяцев 2019 года составила 21 при плане 43.
Славится Молодечненская дистанция пути и своими талантами, активным участием в общественной и культурной жизни. По словам председателя профсоюзного комитета предприятия Михаила Бартоша, практически ни одно из мероприятий города, отделения и дороги не обходится без работников дистанции. А спорт здесь на особом счету:
в копилке футбольной команды предприятия множество ярких побед, десятки различных кубков и дипломов.
Творческие коллективы дистанции участвовали и в праздновании 80-летия предприятия. Поздравить путейцев в Молодечно приехали председатель Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Виктор Какора, заместитель начальника Минского отделения Александр Дерюгин, а также представители администраций семи райисполкомов Минской и Гродненской областей, которые и вручили награды лучшим работникам. Всего было поощрено 55 человек. Среди них и председатель ветеранской организации дистанции пути Наталья Шиман, которой была объявлена благодарность председателя райпрофсожа. Одним из самых запоминающихся моментов торжества стал своеобразный видеоэкскурс – от истоков создания дистанции и до наших дней. Это еще одна добрая традиция коллектива, который чтит свою славную историю, ветеранов и людей, самоотверженно трудящихся сегодня. А 80 лет, возможно, только начало большого пути.
Александр БОГДАН