Февраль
Пн
10
2025

Центр инноваций и перспектив

Торжественная церемония ввода в промышленную эксплуатацию Центра управления перевозками Белорусской железной дороги состоялась в Минске. Реализация инвестиционного проекта по созданию современного цифрового технологического комплекса позволит на качественно новом уровне обеспечить координацию движения и функционирования инфраструктуры отечественной стальной магистрали.

Ярким подтверждением значимости этого события стало внимание к нему со стороны правительства Беларуси. В торжественной церемонии приняли участие премьер-министр Беларуси Сергей Румас, его заместитель Владимир Кухарев, министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко и начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. На мероприятии также присутствовали руководители органов государственного управления, общественных объединений, труженики и ветераны магистрали.
Новое здание, похожее на драгоценный камень, получивший огранку, возвели рядом со станцией Минск-Сортировочный по проекту государственного предприятия «Институт «Белжелдорпроект». Генеральным подрядчиком выступило ОАО «Стройтрест № 4».
Центральным событием церемонии стал запуск нового объекта. Сергей Румас и Владимир Морозов нажали специальную кнопку, и на большом табло в диспетчерском зале появились схемы, графики и таблицы.
– Сегодня мы присутствуем не только на открытии современного здания, но и являемся участниками реализации поставленных главой государства и правительством задач по созданию в Беларуси технологических комплексов с высокой степенью цифровизации процессов управления, – отметил в своем выступлении Сергей Румас.
Он подчеркнул, что Белорусская железная дорога занимает лидирующие позиции не только в сфере национальных перевозок, но и является связующим звеном в транспортной системе между странами Европы и Азии. Магистраль успешно развивается и обеспечивает в нашей стране более 63% грузового и около 33% пассажирского оборота. Слаженная система стальной магистрали позволяет отрасли успешно строить работу по-новому, внедрять передовые технологии, обеспечивать безопасность, бесперебойность и надежность функционирования транспортных артерий Беларуси. Обновление основных фондов и подвижного состава, модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта и снижение себестоимости перевозок свидетельствуют об успешной реализации стальной магистралью важнейших задач по созданию сбалансированного комплекса транспортных связей, способствующих удовлетворению потребностей народного хозяйства республики в транспортных услугах и повышению качества и доступности перевозок пассажиров и грузов.
– ЦУП – это сердце, мозг Белорусской железной дороги, фундамент для дальнейшего развития как технологического комплекса магистрали, так и экономики страны, совершенствования услуг в интересах пассажиров и грузовладельцев, – подчеркнул Владимир Морозов.
Начальник дороги выразил благодарность железнодорожникам, внесшим важный вклад в реализацию данного проекта. В нем воплощены в том числе идеи, технические решения, которые начало разрабатывать предыдущее поколение настоящих профессионалов, преданных своему делу. Открытие ЦУПа накануне 27 декабря, когда дорога отметит свое 157-летие, – это дань уважения ветеранам отрасли, подарок нынешним труженикам и всей Беларуси.
Владимир Морозов продемонстрировал Сергею Румасу и другим почетным гостям оснащение и потенциал важнейших объектов нового здания. Особенно теплой получилась встреча с воспитанниками Детской железной дороги, которые в рамках учебного процесса и профессиональной ориентации пришли на экскурсию в ЦУП. Ребята подарили премьер-министру картину с изображением вокзала станции «Заслоново» и сфотографировались с руководителем правительства на память.
Все гости смогли убедиться в том, что новый ЦУП оснащен по последнему слову техники. Здесь реализованы уникальные современные разработки: внедрены технологии диспетчерской и микропроцессорной централизации, которые позволяют персоналу центра осуществлять удаленное управление движением поездов и мониторинг инфраструктуры на всем полигоне магистрали.
Прежде ЦУП размещался в здании Управления дороги. Но имеющегося пространства было недостаточно. Переезд в новое помещение расширит потенциал развития.
Рабочее место поездного диспетчера в операционном зале оборудовано рядом автоматизированных систем, позволяющих обеспечивать и контролировать управление движением поездов на участке. В ближайшем будущем, в частности, планируется внедрить АС «Автодиспетчер», которая будет обладать возможностями «автопилота» и позволит в определенной степени автоматизировать процессы формирования маршрутов приема и отправления поездов при соблюдении всех необходимых требований к безопасности движения.
Важнейший элемент – информационное табло коллективного пользования площадью почти 80 кв. метров. Оно состоит из 64 мониторов, имеет высокую степень разрешения, что создает комфортные условия для диспетчерского персонала. Также среди преимуществ такой «видеостены» – наличие нескольких режимов отображения информации и возможность их быстрого переключения. Это позволяет в реальном времени оперативно оценивать функционирование дороги в целом, вырабатывать необходимые управленческие решения.
– В настоящее время из нашего центра обеспечивается движение поездов по 13 диспетчерским участкам на основных международных транспортных коридорах, проходящих по территории Беларуси. Таким образом охвачено более 70% эксплуатационной длины дороги, – рассказал начальник ЦУПа Федор Шуленков.
В целом же для оптимизации управления движением поездов на Белорусской железной дороге выделен 21 диспетчерский участок. Оставшиеся 8 также будут переданы в ведение ЦУПа в ближайшие несколько лет после выполнения необходимых мероприятий.
Сейчас за обстановкой на каждом таком фрагменте магистрали в большом зале Центра управления перевозками пристально следят поездные диспетчеры. Их основная задача – координировать работу таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения, выполнение графика и оперативных планов. Они трудятся посменно в круглосуточном режиме.
Возглавляет смену главный дорожный диспетчер. В день торжественного открытия дежурил Сергей Туровец, который трудится на магистрали с 1985 года, а последние 11 лет – в ЦУПе.
– Работа диспетчера – не из простых, – рассказал он. – Нужно быть предельно внимательным, собранным и обладать богатым практическим опытом, уметь в нестандартных ситуациях принимать быстрые, эффективные решения.
Поэтому диспетчеров ЦУПа многие по праву считают элитой, их уважают, ценят напряженный труд этих специалистов. Ведь диспетчерская смена ежесуточно управляет движением свыше тысячи пассажирских поездов и более 700 – грузовых, а также парком грузовых и пассажирских локомотивов в количестве, превышающем 400 единиц.
Для обеспечения работоспособности всех автоматизированных систем в новом здании организован центр обработки данных. Здесь расположены собственные локальные вычислительные ресурсы, сети и оперативно-технологическая связь. При проектировании серверного оборудования применили новую структуру построения сети, соответствующую современным техническим решениям. Она позволила минимизировать оборудование и потребляемую мощность и в то же время имеет большие вычислительные возможности, позволяющие в перспективе реализовывать новые задачи.
Единая информационная сеть объединила рабочие места диспетчерского зала, учебного класса, оперативного персонала, а также энергодиспетчеров. Работники дорожной энергодиспетчерской располагаются в новом здании ЦУПа. Их основная задача – обеспечение оперативного управления устройствами электроснабжения.

Руслан
АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика