На вершине Монблана
Восхождение на высшую точку Западной Европы – Монблан – совершили работники культурно-спортивных центров Витебского и Могилевского отделений Инна Гогорева, Татьяна Коваленок и Дмитрий Раздробенко. Он и рассказал об интересном путешествии.
«…Горы не для слабых – как физически, так и психологически. Там все чувства обостряются в несколько раз. Преодолевая себя и километры, понимаешь настоящую цену взаимовыручке, силе духа и надежным друзьям.
Высота Монблана – 4810 м. На пути к вершине начинается кислородное голодание, и даже физически сильные спортсмены нередко поворачивают обратно, не дойдя до цели совсем немного. Решение покорить эту высоту созревало у нас целый год. Подготовка маршрута, сбор снаряжения, и вот мы уже на пути в самое сердце Альп – долину Шамони. К слову, проезжая по Монбланскому тоннелю, соединяющему Францию с Италией, мы находились как раз под вершиной горы. Остановились в городе Шамони – столице первых зимних Олимпийских игр, мекке европейского альпинизма. Это один из самых высокогорных и протяженных населенных пунктов Франции. Вид там действительно завораживающий: с двух сторон над ним нависают горы.
В первый день у нас был запланирован акклиматизационный подъем к озеру Бревент, которое находится на высоте 1200 м. Альпийская природа впечатлила необыкновенной красотой и чудесным видом на Монблан. К месту ночевки возвращались уже в темноте, заодно проверили фонари для штурмового восхождения.
На следующий день по канатной дороге поднялись с нижней (1035 м) на верхнюю станцию Эгюий-дю-Миди (3843 м). Там есть немало интересного для туристов: музей, смотровые площадки, кинозал, ресторан, кафе и даже выход на настоящий снежник. Для подготовленных спортсменов именно отсюда и начинается восхождение на Монблан, которое является маршрутом высокой категории сложности. Вначале мы провели техническую проверку нашего снаряжения: закрепили «кошки», связались веревкой и вышли на снежно-ледовый гребень, ведущий от станции в сторону Монблана.
Восхождение начали следующим утром от поселка Лез-Уш. Ориентировались с помощью навигатора, хотя все пешеходные маршруты там промаркированы. Поэтому даже в лесу легко находили свою тропу. Из лесной зоны вышли прямо к одной из достопримечательностей этих мест – Трамваю Монблан. Это извилистая железная дорога, которая очень круто, по краю обрыва и через тоннели поднимается в гору до высоты 2372 м. Она, кроме двух обычных, дополнительно оборудована третьим зубчатым рельсом. Цепляясь за него, зубчатое колесо на вагоне тянет трамвай в гору. В туристический сезон на нем можно добраться до приюта и тем самым сэкономить целый день! Но так как движение прекращается в сентябре, вдоль железной дороги мы шли пешком. Из-за крутого уклона сложно было даже поднимать ноги.
В конце «железки» – тоннель и приют «Гнездо орла». Поскольку сезон восхождений закончился, в приютах нет тепла и света, но они по-прежнему открыты и бесплатны. В любом случае такой вариант лучше, чем палатка на камнях и ветру. Переночевав здесь, утром на газовой горелке мы приготовили завтрак. Оставив часть снаряжения, ненужного для дальнейшего восхождения при условии ночлега в приютах, вышли на маршрут и за день добрались до снежных шапок гор. На привалах выручал чай каркаде, который на высоте незаменим.
Впереди нас ждал самый сложный участок пути – отвесные скалы до очередного приюта. Благодаря провешенным тросам, подъем стал возможен для большего числа туристов, хотя кое-где нам пригодились и навыки скалолазания. Эти долгие 700 м набора высоты по вертикали мы преодолевали пять часов. Здание приюта стало заметным издалека, но долгое время нам казалось, что мы стоим на одном месте. В приюте было уже многолюдно: там находились альпинисты из разных стран, в том числе россияне, французы. Мы растопили снег и приготовили ужин, заправили термосы к восхождению. Прогноз погоды на следующий день был благоприятным, и, к счастью, он оправдался. А вот за два дня до этого группы, с которыми мы встречались, были вынуждены отказаться от подъема на вершину из-за сильного ветра.
Перед восхождением мы встали в четыре утра и отправились в путь. Рядом с нами шли ребята из России. Благодаря отличной погоде мы увидели все великолепие окружающих Альп. Внизу была долина Шамони, которая сияла разноцветными огнями, будто отражение в зеркале звездного неба. Полюбовались и особенно захватывающим зрелищем – рассветом в горах. Кстати, альпинисты считают, что с восходом солнца подъем проходит намного легче психологически. Когда смотришь вниз и ощущаешь свою недосягаемую высоту, захватывает дух!
Благодаря хорошей видимости и отсутствию ветра подъем в основном был технически несложным. Тогда как в период ненастья с отвесных гребней можно легко сорваться на ледник или просто быть сбитым с ног сильным порывом ветра. Особенно это вероятно на спуске, когда теряется концентрация внимания, дает о себе знать усталость. Тем не менее преодолеть это расстояние было психологически нелегко: мы не видели весь путь подъема, за очередным гребнем вдруг открывалась следующая вершина, еще выше.
Но долгожданный момент все-таки наступил: мы взошли на Монблан! Как и полагается, в первые минуты у всех была эйфория, эмоции просто зашкаливали. Мы поздравляли друг друга, фотографировались. Но, несмотря на удачную погоду, морозный ветер пронизывал насквозь.
Достаточно серьезное испытание – спуск вниз. Хоть идти по известному маршруту всегда проще, но бдительность ни на секунду терять нельзя. У спуска есть одно главное преимущество: не нужно оглядываться, чтобы полюбоваться красотой Альп, они теперь постоянно перед глазами. Необъятные, залитые солнцем просторы, облака, плывущие где-то внизу, уходящая за горизонт бесконечность горных массивов и, конечно же, полная свобода – это восхищает!
Спуск до штурмового приюта занял четыре часа. При хорошей погоде можно было бы остаться здесь на ночь. Но на следующий день прогнозировали снежную бурю, поэтому мы решили спускаться к другому приюту.
К семи вечера благополучно преодолели этот сложный участок пути с отвесными скалами. Думали продолжить спуск дальше, но взвесив все «за» и «против», решили все-таки остаться на ночлег. В правильности своего выбора убедились позже: ночью разыгралась буря.
Утром мы увидели 30-сантиметровый слой свежевыпавшего снега. Ветер немного утих, поэтому после завтрака вышли на маршрут. Мы хорошо выспались, поэтому были полны сил и по снегу двигались легко. Тропа, на подъеме казавшаяся такой крутой, стала обычным спуском по камням. Правда, температура воздуха постепенно повышалась, и снег перешел в дождь. Знакомые пейзажи то и дело менялись. Альпийские поля, леса, поселок Лез-Уш… Спуск в долину и переезд в Шамони занял шесть часов. Мы вернулись в гостиницу мокрые и уставшие, но счастливые и довольные удачным восхождением и спуском. Но и на этом наше путешествие не завершилось, оно дополнилось культурной программой – экскурсией в Милан.
Такие поездки не просто дарят заряд позитива на долгое время, но и вдохновляют на новые путешествия и открытия. Хочется покорять другие высоты, которые раньше казались недостижимыми».