Март
Сб
15
2025

Механическая сюита

Впервые работы архитектора Анатолия Апоносенка я увидела на творческой выставке в «Институте «Белжелдорпроект». На фоне произведений его коллег, выполненных в традиционных техниках (вязание, вышивка, рисование), поделки Анатолия Владимировича выглядели очень необычно, к примеру, была металлическая стрекоза с глазами из чайных ситечек. Впрочем, сегодня стимпанк – достаточно популярное направление в современном творчестве и дизайне, которое считают триумфом механического искусства.

…Анатолий Владимирович иронично называет свои работы игрушками, хотя они вызывают интерес чаще у взрослых, чем у детей. И без сожаления отмечает, что дома их не хранит: все экземпляры авторской коллекции «переехали» к родным и друзьям. А те в ответ снабжают мастера ненужным «техническим мусором», из которого он потом и создает свои творения. Неисправные бытовые приборы разбираются на детали и становятся основой для воплощения различных идей. Причем творческая лаборатория размещается на обычной кухне, а в качестве инструмента – традиционные тиски, плоскогубцы, отвертки. Крепятся детали друг к другу обычными шурупами. Рассказывая о своем увлечении, собеседник с улыбкой отмечает, что это больше работа для инженера, а не для архитектора.
На профессиональном поприще Анатолию Владимировичу есть чем гордиться. Он родился в Беларуси. В 1975 году поступил в минский политехнический институт и после окончания вуза по распределению остался в белорусской столице. Затем перешел работать в «Институт «Белжелдорпроект». Как архитектор Анатолий Апоносенок принимал участие практически во всех крупных проектах Белорусской магистрали последних лет: реконструкция Брестского железнодорожного вокзала, организация перевозок пассажиров поездами городских линий, обновление Минского дворца культуры и спорта железнодорожников, строительство Центра управления перевозками. Коллеги и руководство ценят его как опытного специалиста и профессионала. К тому же интеллигентный и скромный Анатолий Владимирович никогда не откажет в помощи и совете.
– Мне всегда нравилась техника, «железо», но в юности не было времени этим заниматься, – говорит собеседник. – Про свое хобби могу сказать, что зачастую это просто инженерная задача, которую надо решить. Например, из металлических колб для приправ получились человечки. Как сделать им руки без сварки? Прикрутить? И поиск решений увлекает даже больше, чем конечный результат, так как для меня интересен сам процесс создания произведения.
Несмотря на обилие технических деталей, подход у Анатолия Апоносенка к делу вполне творческий.
– Я человек настроения. Иногда эти конструкции разбираю несколько раз. Какие-то вещи конструирую годами. Так было, например, с автомобилем.
И ничего не планирую. Бывает, понравилась какая-то деталь. Со временем она «обрастает» другими и превращается в какой-то предмет. Так, на тихой охоте нашел необычную ветку. И она стала основой для птицы фламинго. В качестве корпуса был взят кокосовый орех, его полость можно использовать как шкатулку.
Свою первую работу Анатолий Владимирович помнит до сих пор – это была гусеница, которую он смастерил для детей. Затем придумал и собрал мотоцикл в подарок родственнику. Иногда в арт-объектах он использует значимые для родных вещи. К примеру, в мотоцикле это были часы – семейная реликвия. Одно из важных условий – элементы должны легко сочетаться друг с другом.
– Я стараюсь брать готовые детали, найденные при разборке, – говорит Анатолий Владимирович. – Максимум могу укоротить, подточить по размеру. Чем больше их «подгоняешь», тем велика вероятность разборки в дальнейшем всей конструкции. Ведь если идея срабатывает, детали «прописываются» в данном месте. Если нет – это видно. Да и хочется, чтобы процесс создания приносил удовольствие. Типовых решений я не люблю и не могу долго увлекаться чем-то одним. Поэтому все работы разные, ведь чертежей для них нет. И у себя я их не храню. С легкой душой дарю и совершенно не жалею. Пусть приносят радость другим.

Александра КОВАЛЁВА

Яндекс.Метрика