Январь
Пт
17
2025

«Полярный экспресс», или Как рождаются чудеса

Поезд времени не стоит на месте. На перроне уже новый 2020 год, но ощущение праздника и ожидание чуда от его прихода еще с нами. Важно уметь сохранить в себе это чувство. И здесь лучший помощник – кино. Хотя бы потому, что в нем возможно все! Как и в замечательном художественно-анимационном фильме «Полярный экспресс» – настоящем рождественском шедевре, созданном Робертом Земекисом в 2004 году. В нем герои путешествуют на самом необычном и красивом поезде за всю историю мирового кино. Итак, отправляемся в путь…

Режиссер Роберт Земекис

Вначале стоит напомнить о постановщике картины. Для тех, кто, быть может, не знал или подзабыл, это тот самый Роберт Земекис, создавший такие ленты, как «Форест Гамп», «Контакт», «Изгой», «Кто подставил Кролика Роджера», «Прогулка», знаменитая трилогия «Назад в будущее» и ряд других бестселлеров. Многие из его фильмов стали обладателями «Оскара» в различных номинациях, а культовый «Форест Гамп» завоевал сразу шесть статуэток, в том числе и за лучшую режиссуру. Показательны и некоторые штрихи из биографии мастера, так или иначе повлиявшие на его дальнейшее творчество.
Родился Земекис в семье простого сварщика на окраине Чикаго, где о каком-то дополнительном, а уж тем более творческом образовании даже помышлять не приходилось. Все, что ему разрешалось, – иногда смотреть телевизор. Мальчик жадно поглощал все программы и в какой-то момент загорелся мечтой снять свой фильм. Он даже придумал для него фантастических персонажей. А когда заявил родителям о своем желании поступать в школу кинематографических искусств, получил отказ. Родители любили сына, но мир кино в их среде казался недосягаемой фантастикой.
Однако юный Роберт продолжал мечтать. В тайне подкопив денег, он купил небольшую любительскую 8-миллиметровую камеру и в 13 лет все-таки снял свой первый маленький кукольный фильм, используя собственные игрушки. В этом наивном детском творении фигурирует… летающий поезд. Кстати, железная дорога находилась недалеко от дома его родителей, так что будущий великий режиссер вырос, что называется, под стук колес.
Проходит несколько лет. По настоянию родителей Земекис начинает учебу в мало интересующем его заведении и тайно посылает в Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии документы и один из своих короткометражных фильмов, снятых уже на 16-миллиметровую камеру. Ответ приходит неутешительный: работа понравилась, но у него очень слабый средний балл. Это был отказ в приеме.
Понимая свой низкий уровень общего образования и продолжая лелеять мечту, Роберт идет учиться в летнюю школу и спустя время все-таки поступает в Школу искусств. На его новаторские находки и умение создать «экшн» даже из стоящей на столе тарелки поначалу никто не обращает внимания. Земекис хитрыми маневрами, обойдя агентов и секретаря, умудряется показать одну из своих короткометражных работ самому Стивену Спилбергу. Тот поражен динамикой и остротой ленты. Даже предложил себя в качестве продюсера и наставника.

В дальнейшем практически каждый фильм Роберта Земекиса становится событием. А еще их отличают многомиллионные сборы. В любой его работе так или иначе просматриваются штрихи из детства – внутренняя борьба между реальностью и мечтой, сомнением и устремлениями. При этом он использует все передовое в своем творчестве и постоянно чему-то учится, чтобы самому в каждой ленте открывать что-то новое. Так происходит и с уникальным проектом в истории кино – «Полярным экспрессом», который, кроме номинаций на «Оскар» и «Золотой Глобус», занесен еще и в Книгу рекордов Гиннесса. И не за кассовые сборы, а за инновацию, перевернувшую и продолжающую менять все современное кино. Это первый фильм, где игра актеров передана с помощью компьютерной оцифровки реальных людей в 3D формате, известной как «захват движения». Сейчас такая технология применяется практически во всех фильмах, изобилующих спецэффектами. Режиссер поступил революционно: с помощью графической анимации обработал живое действие и по сути открыл новый жанр художественно-анимационного кино. Это стало настоящим чудом ХХІ века.
К тому, чтобы реализовать «Полярный экспресс» целиком с помощью новой технологии, подталкивал и сам материал, лежащий в основе картины. Одноименная сказка Криса Ван Оллсберга о путешествии мальчика на волшебном поезде к Санта-Клаусу на Северный полюс предполагала наличие таких эпизодов, воплотить которые вживую было просто невозможно. По задумке Земекиса, он хотел сделать «словно бы написанные красками картины, сохранившие тепло, непосредственность и тонкость человеческого исполнения». К тому же режиссер дорабатывает сюжет.
В центре повествования – рассказ о маленьком мальчике, который продолжает верить в Санта-Клауса даже несмотря на то, что все сверстники давно считают это выдумкой. И однажды его искренняя вера вознаграждается. В канун Рождества, затаив дыхание, он лежит в своей кровати, боясь, что может не услышать звон бубенцов на упряжке Санты. До полуночи всего лишь пять минут. И вдруг… ребенок вздрагивает от оглушительного рева. Протерев запотевшее окно, он видит совершенно необыкновенную картину: громыхая и со свистом выпуская пар в заснеженное ночное небо, прямо напротив его дома медленно останавливается невероятной красоты черный блестящий поезд! Этим сказочным составом управляет волшебник – один из помощников Санты, который и забирает героя вместе с его друзьями в чудесное путешествие на Северный полюс.
Кстати, Земекис не был бы верен себе, если бы не использовал в съемках локомотив, смоделировав его с реально существующего паровоза «Pere Marquette 1225», который хранится в железнодорожном институте города Овоссо (штат Мичиган). Сотрудники студии по заданию режиссера специально приезжали его снимать и записывать звуки – стук колес, выпуск пара, свист… Этот паровоз 1941 года постройки планировали пустить в утиль в 1951-м, но через несколько лет его приобрел университет штата Мичиган. Технику выставили на территории кампуса. Позже паровоз полностью восстановили, он начал курсировать в составе туристических поездов.
В «Полярном экспрессе» режиссер использует и некоторые реальные объекты, включая дом своего детства, находящийся вблизи станции. А панорама города Санта-Клауса на Северном полюсе отсылает к истории американских железных дорог: архитектура зданий в центре города основана на постройках вагоностроительного завода Пульмана в окрестностях Чикаго. Даже центр управления фабрики Санта-Клауса смоделирован с реального интерьера Пенсильванского вокзала, расположенного в Нью-Йорке. Все это – дань детской симпатии Земекиса к поездам и железной дороге.

kinopoisk.ru

Благодаря новой технологии любимый актер Земекиса Том Хэнкс исполнил в фильме сразу пять ролей! Он одновременно был кондуктором поезда, мистическим бродягой Хобо, Санта-Клаусом, отцом главного героя и самим мальчиком, для чего были использованы детские фотографии артиста. В большинстве своем съемка предполагала крепление на тело и лицо актера специальных маркеров, отражающих инфракрасный свет. Они позволяли камере считывать движения, мимику и передавать информацию в компьютер. На основе полученных данных создавалась трехмерная модель, в дальнейшем преобразуемая в анимированного персонажа. Он мог помещаться в любые виртуальные декорации. Несмотря на то, что для работы на съемочной площадке Тому Хэнксу и другим актерам гримироваться и надевать костюмы своих героев не приходилось, время от времени это нужно было делать для других целей: загримированные и переодетые исполнители сканировались, а полученные изображения совмещались с данными, записанными камерами с маркеров. Так и рождалось экранное чудо.
В итоге инновационная рождественская история Роберта Земекиса при бюджете 165 млн. долларов собрала в прокате более 300. Но главное достижение было в другом: мировое кино открыло новую высокотехнологичную страничку в своей истории. Примерно так же, как было и с первым в истории фильмом братьев Люмьер – «Прибытие поезда». Оказывается, детские мечты иногда сбываются. Надо просто верить в чудеса. А если не верите, пересмотрите вместе со своими детьми еще раз «Полярный экспресс»!

Александр БОГДАН

Яндекс.Метрика