Самая лучшая дорога
Миорская земля по-своему уникальна. В первую очередь – заповедной природой, в том числе одним из крупнейших верховых болот Европы, где можно понаблюдать за огромным количеством журавлей в естественных для них условиях обитания. Оно уже успело прослыть «международным аэропортом» для птиц, которые мигрируют через Беларусь на зимовку в теплые страны. С большим интересом туристы открывают для себя и загадки истории Миорщины, посещают удивительные архитектурные памятники.
С теплотой рассказывает о живописном Миорском крае и замечает, что в красоту этих мест невозможно не влюбиться, начальник оборотного депо Крулевщизна локомотивного депо Полоцк Владимир Батуро. Он родился в деревне Воробьево Миорского района. Ходил в начальную школу в деревню Заболотье, откуда родом повстанец и скульптор Генрих Дмоховский, который прославился как один из создателей саркофага Наполеона в парижском Доме инвалидов.
– Недалеко от Заболотья сейчас располагается детский санаторий «Росинка». Его окружают несколько озер, в том числе и Обстерно – самое большое в районе площадью более 9 квадратных километров, – дополняет Владимир Антонович. – Вообще Миорщина – действительно озерный край, где водится много рыбы: угорь, линь, толстолобик и другая. Рыбалка была одним из моих любимых занятий в детстве и юности.
И теперь, когда есть возможность, с удовольствием отдыхаю в родных местах. А еще с ностальгией вспоминаю, как играл с друзьями в хоккей на замерзшей озерной глади, клюшки из дерева мастерили сами…
На территории Миорского района – свыше 80 озер и более 15 рек, самые крупные – Западная Двина и ее приток Дисна. Кроме того, около 17% площадей занимают болота. В числе наиболее уникальных объектов – республиканский ландшафтный заказник «Ельня», который расположился не только в Миорском, но и в Шарковщинском районе. Это болотный массив с комплексом редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, включенных в Красную книгу Беларуси.
Центральный объект заказника – верховое болото Ельня, которое называют «легкими Европы». Оно знаменито не только остатками послеледниковой тундры, но и славится богатыми запасами клюквы. А еще это одно из излюбленных мест отдыха тысяч серых журавлей и гусей разных видов во время осенней миграции. Отчасти и по этой причине на Миорщине традиционным стал необычный экологический праздник – «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю». Во время его проведения каждый желающий может понаблюдать за большим количеством птиц на окрестных полях, сделать незабываемые снимки, послушать профессиональных орнитологов, а также попробовать клюквенный морс и разные сладости из этой ягоды, запастись ею на зиму.
– Сейчас редко бываю на родине, чаще всего по работе, – продолжает Владимир Антонович. – Уже 30 лет живу в Крулевщине, но всегда с ностальгией возвращаюсь в родительский дом, за ним теперь присматривает сестра. Всей семьей любим отмечать здесь профессиональный праздник – День железнодорожника. На магистрали, кроме меня, трудятся сын с супругой, племянник с женой, младший брат.
Собеседник с улыбкой вспоминает свое знакомство с железной дорогой: впервые с отцом он отправился в райцентр на поезде, когда учился в третьем классе. С тех пор сердце замирало при звуке гудка паровоза. Он казался каким-то особенным, «музыкальным». От родной деревни Владимира Батуро железнодорожные пути проходили километрах в восьми, и в хорошую погоду он слышал движение составов. Получив профильное образование в Даугавпилсе, трудился некоторое время там, но все-таки вернулся в родные края.
– Тянуло на родину, поэтому и принял судьбоносное решение, – признается собеседник, который более трех десятков лет работает в оборотном депо Крулевщизна, а последние восемь возглавляет его коллектив. – Я побывал во многих странах и городах, но милее и красивее для меня по-прежнему остается моя родная Миорщина.
Не готова променять жизнь в уютном Миорском крае на суету мегаполиса и начальник станции Миоры Витебского отделения Анастасия Друз. «Много в жизни хороших дорог, но самая лучшая ведет домой», – уверена железнодорожница. Для девушки малая родина – агрогородок Идолта. Теперь она живет и трудится в райцентре. После окончания в 2015 году оршанского отраслевого колледжа с красным дипломом Анастасия Петровна несколько лет работала дежурным по станции Воропаево. А в 21 год возглавила коллектив станции Миоры. Сейчас заочно получает высшее профильное образование в БелГУТе.
В выходные моя собеседница с большим удовольствием приезжает к родителям в Идолту.
– Наш населенный пункт был известен уже в XVI веке, и первоначально он принадлежал довольно знаменитому в Великом княжестве Литовском роду Рудоминов-Дусяцких. Позже Идолтой владели Сапеги, а затем Милоши. Последние возвели в местечке усадьбу и часовню-усыпальницу, сохранившиеся до наших дней, – рассказывает Анастасия Петровна. – В Идолте есть и католический храм в честь Божьей Матери. Возведенный в стиле модерн, он впечатляет величием. Стены сложены из кирпича и валунов, тесаных местными мастерами. Особую значимость добавляет квадратная башня, к которой пристроена арочная галерея. Костел внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. К слову, в этом же почетном ряду и еще одна достопримечательность, только уже в самом райцентре – костел Вознесения Девы Марии, которому более ста лет. Размещается он на берегу Миорского озера.
Еще несколько интересных объектов Миорщины расположено в деревне Леонполь.
К примеру, усадьба в стиле позднего барокко, которую в середине XVIII века возвел владелец имения Николай Тадеуш Лопатинский. Он же переименовал это место (ранее оно называлось Чуриловичи) в Леонполь – в честь своего отца Леона. После первого раздела Речи Посполитой по Западной Двине стала проходить граница с Российской империей, и Леонполь оказался приграничным населенным пунктом. А в 1791-м Ян Лопатинский поставил на естественной возвышенности мемориальную колонну в честь Конституции 3 мая 1791 года. Подобные объекты, массово строившиеся в то время шляхтой, вскоре в большинстве были уничтожены, а леонпольская колонна сохранилась до сих пор.
Район примечателен не только архитектурой: к примеру, местные гордятся своим водопадом на реке Вята. Теперь это необычное место, любимое туристами. Но в начале ХХ века «создатели водопада» преследовали абсолютно практические цели: каменную стену высотой более двух метров соорудили для того, чтобы новая электростанция работала более эффективно.
Знакомясь с районом, следует заглянуть и в Дисну – город, который успел получить неофициальный статус самого маленького в нашей республике. Здесь проживает чуть меньше 1,5 тыс. человек. Этот старинный город подкупает своим колоритом и шармом. Замковый вал на острове, столетний мост, паром через Западную Двину (на нем, кстати, можно прокатиться и сегодня, главное – дождаться сезона), улочки с брусчаткой, столетние и более «возрастные» дома…
Сохранилось и здание уездного отделения Попечительства о народной трезвости (Дом трезвости). На его сцене в начале 1900-х годов выступала труппа актеров под руководством основателя первого профессионального белорусского театра Игната Буйницкого. Можно увидеть в Дисне и здание гимназии, в которой учился знаменитый белорусский живописец, фольклорист, этнограф и археолог Язеп Дроздович. Учебное заведение было организовано в 1920-х. Сегодня здесь располагается больница сестринского ухода.
Анастасия Друз признается, что время, проведенное с семьей, пролетает незаметно. Души не чает девушка в племянниках-крестниках: у сестры Алеси трое детей. Крестная с удовольствием уделяет им много внимания.
С радостью встречают молодую хозяйку любимые питомцы – лайка Шаман и фокстерьер Рей. В числе хобби железнодорожницы – рыбалка, на которую она отправляется вместе с отцом. С улыбкой девушка вспоминает, что первую деревянную удочку ей доверили в пять лет. Теперь в арсенале Анастасии Петровны свои рыболовные снасти, но за уловом она не гонится, главное – процесс, который помогает привести мысли в порядок, насладиться красотой природы и тишиной.
– Близость магистрали к нашему населенному пункту повлияла на мое решение стать железнодорожницей: хотелось узнать этот загадочный мир изнутри, примерить форму, – говорит Анастасия Друз. – И я рада, что моя мечта сбылась, более того, выпала возможность трудиться в родном районе. Приятно вносить свою лепту в его развитие. Значимое событие для нас, жителей Миорщины, – это строительство металлопрокатного завода, одного из передовых в Европе, благодаря которому появится много новых рабочих мест. А мы, железнодорожники, в частности, связываем с этим клиентом увеличение объемов грузовой работы.
Город Миоры впервые упоминается в 1514 году как поместье Мерея в Браславском уезде Великого княжества Литовского. В документах 1567-го значится как поместье Мёры (название существовало до XIX в.), которое принадлежало роду Мирских. Название поместья связано с озером Мёрским и рекой Мёрицей.
В 1957 году Миорам присвоили статус городского поселка, а в 1972-м – города.
Екатерина
ОСОВСКАЯ