Его удивительный век

Древнеримский писатель, философ и политический деятель Цицерон когда-то сказал: «Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа». Эти слова хочется отнести и к ветерану Белорусской магистрали Семену Евдокимовичу Бересневу. Почетному железнодорожнику, бывшему руководителю грузовой службы Управления дороги сегодня исполняется 100 лет. Свое долголетие он объясняет тем, что всегда верил в будущее и успех. Это помогло ему пройти через многие испытания и не терять интерес к жизни.

Семен Береснев родился на Витебщине в крестьянской семье. По окончании восьми классов поступил в Витебский механико-энергетический техникум. Но успел окончить только два курса: в 1940 году двадцатилетнего юношу призвали в армию и направили в Азербайджан, где он учился в полковой школе горно-стрелковой дивизии. А вскоре началась Великая Отечественная война. Молодой пехотинец в составе 111-й отдельной стрелковой бригады участвовал в строительстве оборонительной линии в районе небольшого армянского городка Вагаршапат.
В мае 1942 года фашисты, стремясь овладеть нефтяными районами Кавказа, после упорных боев захватили Керчь. Красная армия с большими потерями отошла на Таманский полуостров. Там Семен Береснев, младший лейтенант и командир стрелкового взвода, участвовал в сражениях на Малой земле – небольшом клочке суши, отвоеванном у врага в предместьях Новороссийска у Цемесской бухты. «В одном из ночных ожесточенных боев с противником, – вспоминает ветеран, – наш катер был подорван на мине и стал тонуть. Я и остальные матросы бросились в воду. И вдруг вдали показался корабль. К счастью, это был наш торпедный катер. Из двадцати членов экипажа спаслись только четверо».
В боях на Малой земле Семен Береснев был дважды ранен. После лечения попал в Сталинград в запасной полк, где готовили новое пополнение для фронта… Его боевые заслуги были отмечены медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденами Отечественной войны I и II степеней. К ним добавились и юбилейные медали Победы и Вооруженных Сил СССР.
Закончилась война, и Семен Береснев вернулся на родную Витебщину. Хотел продолжить учебу в механико-энергетическом техникуме, но отделение, на котором учился ранее, еще не открылось.
И тогда он поступил в Оршанский техникум железнодорожного транспорта.
По окончании учебного заведения трудился в Полоцком отделении Западной дороги оператором при дежурном по станции, затем дежурным по станции Полоцк, поездным диспетчером, дежурным по отделению. А когда в 1949 году Полоцкое отделение присоединили к Витебскому, туда перевели и Семена Береснева. Он был дежурным по станции, а затем стал заместителем начальника станции Витебск, заместителем руководителя отдела движения, грузовой и пассажирской работы. «Самое главное в профессии – нельзя оставаться на месте. Нужно повышать уровень знаний, осваивать новое», – говорит ветеран. Руководство отделения направило его на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который он окончил с отличием.
В Витебске Семен Евдокимович нашел свою спутницу жизни: Галина Петровна работала бухгалтером в отделении дороги. Вместе они вырастили сына и дочь.
В 1961 году Семена Береснева перевели в Минск, в грузовую службу Управления дороги. Он возглавил отдел механизации погрузочно-разгрузочных работ, затем отдел подъездных путей. В те годы окончил курсы иностранных языков при Доме офицеров, занимался по программе аспирантуры и сдал кандидатские экзамены по философии и иностранному языку при Белгосуниверситете и по специальности при БИИЖТе.
Затем более семи лет работал начальником отдела международных сообщений, в ведение которого входили вопросы приема поездов с зарубежным грузом, перегрузка составов с западной на союзную колею и наоборот, а также выполнение расчетов за пользование иностранными вагонами. С 1971 года и в течение десяти лет Семен Береснев возглавлял грузовую службу Управления дороги. В те годы ускорился технический прогресс во всех хозяйствах магистрали. В грузовом строили современные склады, модернизировали существующие и сооружали новые контейнерные площадки, которые оборудовали кранами соответствующей грузоподъемности и более совершенными захватывающими приспособлениями. Расширялись и пакетные системы доставки пиломатериалов, пилопродукции, всех видов фанеры и древесно-стружечных плит. За достигнутые успехи во внедрении передовой технологии перевозок коллективы грузовой службы, станций Орша и Рось, других причастных предприятий и организаций были удостоены чести представлять Белорусскую железную дорогу на межотраслевой экспозиции ВДНХ СССР.
В грузовом хозяйстве совершенствовалась и организация труда на погрузочно-разгрузочных работах. Применяя метод комплексной бригады Ильичевского морского порта (Украина), грузчики овладевали смежными профессиями – стропальщиков, водителей погрузчиков. стропальщики – профессией машинистов электрокозловых кранов. В результате объемы выгрузки вагонов средствами механизированных дистанций возросли. Опыт работы лучших комплексных бригад Белорусской дороги перенимали механизаторы сети.
До выхода в 1993 году на заслуженный отдых Семен Евдокимович несколько лет трудился дорожным инспектором по маршрутизации перевозок и на других должностях. Белорусской магистрали он отдал более 45 лет своей жизни. Его профессиональные заслуги оценены орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие». Ему было присвоено звание «Заслуженный работник транспорта БССР». Трудная и интересная жизнь этого человека, в которой проявились беззаветное служение Родине, Белорусской магистрали, является для молодого поколения железнодорожников примером, достойным подражания.

Станислав САВЧЕНКОВ
Фото из архива редакции

Яндекс.Метрика