Доступно и надежно

Новые подходы к обслуживанию клиентов, способы повышения эффективности содержания инфраструктуры магистрали – над этими и другими задачами работают специалисты службы информационных технологий Управления дороги совместно с коллегами из других хозяйств и зарубежными партнерами. Например, для пассажиров в перспективе могут появиться так называемые листы ожидания, грузовладельцы более оперативно и точно будут отслеживать перемещение вагонов, а железнодорожники – использовать потенциал цифровой модели инфраструктуры.

– В минувшем году мы закончили важную работу, связанную с обновлением системы продажи проездных документов через Интернет, – рассказал начальник службы информационных технологий Игорь Отлига. – Дополнительные сервисы появились в разделе «Услуги пассажирам» на корпоративном сайте www.rw.by. Кроме того, было представлено мобильное приложение «БЧ. Мой поезд», предназначенное для пользователей смартфонов и планшетов на платформах Android и iOS. Среди принципиальных нововведений – возможность приобретения билетов на поезда с ненумерованными местами. Это приложение уже востребовано среди пользователей мобильных устройств. Активность его скачивания и высокие оценки в рейтингах свидетельствуют об эффективности выполненной работы.
Совершенствование продолжится с учетом пожеланий, поступающих от граждан. Например, в 2020 году магистраль планирует предложить своим пассажирам услугу по оплате за пользование постельным бельем не только в кассе или непосредственно проводнику, но и через соответствующий раздел сайта дороги или с помощью мобильного приложения. Также у пассажира со временем появится возможность получить информацию о наличии билетов с учетом ранее оставленных заявок. Проще говоря, если на необходимый поезд не окажется проездных документов, то человек сможет оставить заявку, и его включат в так называемый лист ожидания. Если кто-то билет сдаст или в состав включат дополнительный вагон, клиента оповестят об этом посредством сообщения на электронную почту. Специалисты изучили подобный опыт железных дорог других стран, в частности, Казахстана. Разработчики надеются, что новый сервис станет доступен в 2020-м.
Есть еще несколько предложений по доработке мобильного приложения и раздела корпоративного сайта. Целесообразность и техническую возможность их внедрения оценят участники рабочей группы, в которую входят специалисты пассажирского хозяйства и службы информационных технологий. Успешность и бесперебойность предоставления услуг в значительной степени зависят от профессионализма и слаженной работы представителей различных структур, в том числе Центра научно-технической информации и Главного расчетного информационного центра.
Важным направлением в обслуживании пассажиров стало и совершенствование деятельности Контакт-центра дороги. За последнее время расширился его географический охват, повысилась надежность каналов связи и оборудования.
Игорь Отлига добавил, что есть ряд идей и наработок, связанных с расширением возможности приобретения проездных документов как в стационарных точках продаж, так и через Интернет.

Перспективная позиция

Среди приоритетов в сфере грузоперевозок – оптимизация документооборота и доработка системы отслеживания подвижного состава по маршруту его следования.
В минувшем году специалисты Центра защиты информации Белорусской магистрали упростили процесс доступа клиентов к автоматизированной системе «Электронная перевозка». Это позволило расширить электронный документооборот.
– Сейчас в Конструкторско-техническом центре продолжается работа над АС «Грузовой тариф», – сообщил Игорь Отлига. – Это позволит централизованно просчитывать провозные платежи, минимизировать человеческий фактор, объем ручного труда и необходимость перепроверки. Этот модуль можно будет использовать в любых информационных системах как при оформлении документов, так и в учете доходов, а также в аналитических расчетах. В свою очередь специалисты Главного расчетного информационного центра работают над совершенствованием подсистемы учета доходов, что в связке с АС «Грузовой тариф» открывает большие перспективы для оптимизации работы со всеми видами перевозочных документов на всех этапах.
Информационные технологии способны усовершенствовать и процесс отслеживания груза в пути его следования.
В настоящее время основные сведения об этом можно получить из систем, в которых отражаются все операции с любым видом подвижного состава.
– Такой источник скорее всего останется приоритетным и в дальнейшем, – считает Игорь Иванович. – Постепенно фокус перемещается на качество наполнения подобных информационных систем. Этому способствует ряд внедренных новшеств. Среди них – комплекс автоматической идентификации подвижного состава. Активно прорабатываются и другие направления: так называемое «техническое зрение», автоматизация коммерческого осмотра. Кроме того, в стадии завершения находится проект по выпуску универсального коммуникационно-навигационного блока, которым будет оснащаться тяговый подвижной состав. Он реализуется на Брестском электротехническом заводе.
Продолжается работа и по использованию на вагонах особых запорно-пломбировочных устройств – электронных пломб. Предстоит еще решить ряд технических вопросов – в плане взаимодействия железнодорожных администраций Беларуси, России и Казахстана, а также с таможенными и пограничными органами. Применение таких пломб может быть востребовано на контейнерных поездах, курсирующих по маршруту Китай – Европа – Китай.

Инфраструктура в «цифре»

В центре внимания специалистов службы информационных технологий – и внутренние бизнес-процессы Белорусской магистрали. На повышение эффективности ее деятельности направлены автоматизированные системы «Эколог», «Рационализатор», «Имущество», «Путь» и другие.
Большое внимание уделяется наполнению цифровой модели дороги. Для этого выполняется поэтапная оцифровка ее участков и расположенных там объектов всех хозяйств. Описание элементов, устройств, оборудования привязывается к конкретным географическим координатам. Таким образом создается электронный «паспорт» железной дороги со множеством слоев информации и разграничением прав доступа к ним. Наиболее проработанный участок – от Минска до Молодечно. В перспективе будет «просканирована» вся магистраль, а данные – регулярно дополняться, актуализироваться. Благодаря такой комплексной информации можно будет более эффективно выявлять предотказные состояния, планировать техническое обслуживание и ремонт элементов инфраструктуры.
По словам Игоря Отлиги, в числе первоочередных задач специалистов службы – повышение надежности всех информационных ресурсов, а также безотказность их функционирования. Для этого совершенствуются подходы к наполнению баз данных, внесению изменений, выполнению аналитических расчетов. Кроме того, упрощается процесс доступа клиентов и работников магистрали к информационным системам. Организован сервис единой точки входа в сеть Белорусской. Благодаря этому как железнодорожники, так и клиенты магистрали могут через Интернет получать всю необходимую информацию с соблюдением требований информационной безопасности.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика