От отчего порога

Узнать тайны двухсотлетней крепости, увидеть дом-«тетрис» и другие необычные объекты, сделать фото на память с главным символом районного центра – обаятельным бобром… Именно этот город в романе «Золотой теленок» Ильф и Петров назвали «прекрасным, высококультурным местом». Яркий, колоритный, со своим неповторимым характером, он привлекает открытостью и особой красотой. О Бобруйске и одноименном районе – в нашей сегодняшней публикации.

Тем, кто хочет здесь побывать, лучше всего ехать поездом. К слову, первый паровозный гудок прозвучал над Бобруйском в 1873 году, когда было открыто движение по Ландварово-Роменской железной дороге. Тогда же построили и ветвь к пристани на реке Березине. Это ознаменовало новый этап в развитии всего края…
А первое письменное упоминание о Бобруйске относится еще к 1387 году. Это была договорная грамота великого князя литовского Ягайло и его брата Скиргайло. В разные эпохи городом владели Радзивиллы, Гаштольды и Тризны. Благодаря выгодному географическому положению он быстро рос и развивался. Показательный факт: Бобруйск отмечен на карте Европы, изданной в 1540 году в швейцарском Базеле. В 1565-м Бобруйская волость была частью Речицкого повета Минского воеводства. В начале XVII столетия здесь было 15 улиц, 409 дворов, 75 лавок. В том же веке в Бобруйске появились иезуиты, которые построили свою резиденцию и основали школу. В 1793 году после второго раздела Речи Посполитой Бобруйск вошел в состав Российской империи, стал уездным городом Минской губернии.
К началу XIX века относится уникальный объект – Бобруйская крепость. Ее возвели в 1810 году. Летом 1812-го в этом оборонительном сооружении дал трехдневный отдых своей армии русский генерал Багратион. Далее крепость, имевшую 7 тыс. человек гарнизона при 330 орудиях, блокировали французские войска. Осада длилась до ноября. После Отечественной войны строение решено было укрепить. Работы продолжались до середины XIX века, однако впоследствии этот бастион утратил свое значение, и внимание к нему ослабло. Многие поколения бобруйчан передают из уст в уста легенды о существующих здесь подземных ходах. Действительно, много соответствующих коммуникаций появилось в начальный период строительства крепости. Кроме того, ее окружали дополнительные фортификационные сооружения, которые также имели коммуникации. Они были соединены между собой и непосредственно с самой цитаделью. Существовали и подземные этажи… Немногие знают, что до 1860-х в Бобруйске действовал запрет на возведение каменных и кирпичных зданий вне пределов Бобруйской крепости. Поэтому, к примеру, в 1880 году в городе было всего лишь 8 каменных домов и 1982 деревянных (не считая крепостных построек). Во второй половине XIX века в городе действовали четырехклассная гимназия, одноклассная и еврейская школы, военный госпиталь и еврейская больница.
28 июня 1941-го Бобруйск заняли немецкие войска. В самом городе и районе было уничтожено более 100 тыс. человек. Борьбу с оккупантами вели 29 подпольных групп. Освободили населенный пункт от захватчиков 29 июня 1944-го.
На протяжении последующих десяти лет Бобруйск был центром одноименной области (ее упразднили в 1954-м). Сегодня это седьмой по численности населения и площади город нашей страны.
Удивительно, но несмотря на все перипетии истории, он сохранил свою индивидуальность. И это проявляется на каждом шагу. К примеру, если идти от железнодорожного вокзала к центру по улице Интернациональной, нельзя не обратить внимание на дом купчихи Кацнельсон. Это здание в стиле модерн построено в 1912 году. По легенде, своенравная хозяйка увидела дом у побережья Балтийского моря и так впечатлилась, что велела его разобрать и перевезти в Бобруйск. До недавнего времени в зеленом здании с двумя башнями находилась районная библиотека.
В Бобруйске немало и других необычных построек. Например, на перекрестке улиц Пушкина и Минской есть дом, который местные жители называют «скворечник» или «дом-тетрис». Еще одно интересное сооружение – «Порт-Артур» или дом-колодец на улице Дзержинского. Его возвели в начале XX века из красного кирпича, и он действительно напоминает крепость. Не забудем и о символе города. Чтобы увидеть бобра, не нужно искать зоопарк. Бронзовый зверек впервые появился на пересечении улиц Карла Маркса и Социалистической еще в 2006 году. Считается, что если потереть нос обаятельного грызуна или цепочку от часов, это принесет удачу. Сегодня его «собратья» (из металла, дерева и других материалов) встречаются в райцентре на каждом шагу.
О любимом городе готова долго рассказывать билетный кассир 6-го разряда вокзала станции Бобруйск Юлия Синкевич.
– Я здесь родилась, окончила школу. Видела, как райцентр хорошеет, преображается. Родители не были железнодорожниками, но мы жили недалеко от магистрали. Поездами я добиралась на учебу в Минск – получала образование в институте управления и предпринимательства, на факультете менеджмента. После столичной суеты особенно ценишь спокойный, размеренный ритм местной жизни. Бобруйск – очень уютный и красивый город. Старинные здания соседствуют здесь с современными, словно объединяя разные эпохи. О достопримечательностях я с удовольствием рассказываю и пассажирам, которые приходят на вокзал.
Юлия Александровна начинала приемосдатчиком груза и багажа, с прошлого года трудится билетным кассиром. Говорит, что ей повезло попасть в дружный коллектив профессионалов. На маминой работе часто бывает и сын – семилетний Захар. Ему очень нравится вокзал, и в будущем мальчик хотел бы быть машинистом.
Путешественникам есть что посмотреть и в Бобруйском районе. К примеру, Дубовский каскад озер. Эти территории являются ландшафтным заказником местного значения. Река Вирь, протекающая в регионе, соединяет четыре озера. Многое из местной флоры занесено в Красную книгу Беларуси. Центр ремесел в поселке Глуша привлекает музеем под открытым небом. На его территории расположены церковь, ветряная мельница, гончарная мастерская, гумно, бондарня, дом ткачихи.
Стоит заехать и в музей А. С. Пушкина в деревне Телуша, где представлена белорусская ветвь генеалогического древа потомков пушкинского рода. В поселке Телуша обязательно загляните и в музей белорусского писателя Алеся Адамовича. Вообще на Бобруйщине родилось немало талантливых людей, прославивших родной край своим творчеством: поэты Николай Аврамчик и Александр Дятлов, писатель Платон Головач. Родом из этих мест и драматург Винцент Дунин-Марцинкевич.

Старший оператор технической конторы станционно-технологического центра станции Жлобин Мария Трафимова

В пятидесяти километрах от Бобруйска находится деревня Ковали. Это малая родина старшего оператора технической конторы станционно-технологического центра станции Жлобин Марии Трафимовой.
– Детские годы – это золотая пора, – говорит железнодорожница. – Я младшая из трех сестер, а имя получила в честь бабушки. Мы жили в частном доме, который нашей семье выделил колхоз. С малых лет родители приучали нас к труду, за что я им очень благодарна. В Ковалях есть живописное озеро, куда мы бегали купаться, а также небольшая речушка. В километре от дома – остановочный пункт. Проходящие поезда призывными гудками словно звали за собой… Но в семье железнодорожницей стала только я. После окончания школы уехала из родной деревни в Гомель – вместе с подругой поступила в отраслевой техникум. По распределению пришла на магистраль, работаю на станции Жлобин с 2008 года.
С тех пор Мария Трафимова добилась немалых успехов: в 2013-м победила в отраслевом конкурсе «Лучший по профессии», спустя пять лет (после выхода из декретного отпуска) завоевала второе место в Гомельском отделении, а спустя еще год, в 2019-м, вновь праздновала победу на дорожном уровне. Девушка уверена, что присущие ей целеустремленность и трудолюбие тоже «родом» из детства. Рассказы о той поре с большим интересом слушает сын Марии Трафимовой Тимофей. Мальчику только пять лет, но он уже задумывается о том, кем станет в будущем… К слову, некоторое время на дороге работал и муж нашей героини Александр. А подруга, Елена Довгаль, с которой она училась в гомельском техникуме, трудится на вокзале станции Бобруйск.
– Меня и моих сестер всегда рады видеть родители, которые до сих пор живут в Ковалях. И мы о своей малой родине не забываем, – говорит железнодорожница.

Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика