«У души возраста нет»
Аппаратуру, на которой работала ветеран труда Гомельской дистанции сигнализации и связи Зинаида Лавринович, сегодня можно увидеть только в музее. Но в прошлом телеграфистка 1-го класса и сейчас, встретив свою 90-ю зиму, с легкостью сможет отправить сообщение на аппарате Бодо или с телетайпа.
– Я как была, так и осталась телеграфисткой. Пятизначные комбинации Бодо хорошо помню до сих пор, – отмечает миниатюрная женщина. – А что до возраста, подумаешь, 90 лет… Это только цифры – у души возраста нет. Кажется, совсем недавно, в 1946 году пришла в Гомельскую дистанцию сигнализации и связи. А сегодня за плечами 54 года трудового стажа.
Те, кто работал с Зинаидой Лавринович, отмечают ее гостеприимство и хлебосольность. В день рождения в доме юбиляра также многолюдно. С памятной датой ее пришли поздравить заместитель начальника дистанции Евгений Сусолкин, председатели совета ветеранов Лариса Ходос и профкома Михаил Храмченко. Слова благодарности и душевные пожелания адресовали женщине многочисленные друзья и бывшие коллеги.
– Несмотря на тяжелые испытания, которые пришлось пережить Зинаиде Павловне, она сумела сохранить лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, внимательное отношение к людям и честность, – рассказала старший инспектор по кадрам Гомельской дистанции сигнализации и связи Тамара Павлюченко. – А еще мне нравятся ее чувство юмора и оптимизм.
– А я скучаю по вашим пирожкам с яблоками, – присоединяется к разговору Вера Закружная, в прошлом начальник техотдела дистанции. – Помню, как вы угощали нас на работе. Хорошей памятью может похвастаться и именинница.
– В дистанции работал отец моей соседки-подружки. Когда мы окончили семилетку, предложил нам узнать о вакансиях на предприятии, – отмечает собеседница. – Работать на железной дороге было ответственно и престижно. Связисты состояли на военном учете.
Им выдавали красивую форменную одежду, что в трудные послевоенные годы было огромным подспорьем. Поэтому, когда меня, 16-летнюю девчонку, приняли почтальоном по доставке служебной корреспонденции, я была безмерно счастлива. В свободное время осваивала печатную машинку, изучала основы телеграфии. За науку очень благодарна опытному специалисту Надежде Лесниковой. С ее легкой руки через шесть месяцев я блестяще сдала экзамен и получила второй разряд.
Девушка работала на буквопечатающем аппарате Бодо. В отличие от используемой системы Морзе на нем было всего пять клавиш, в результате комбинирования которых печатались разные буквы и цифры. Работы было много: телеграфистки обрабатывали поездные документы, сотни телеграмм. Телефонной связи толком не было, поэтому все предприятия и организации вели переписку по телеграфу, отправляли большие депеши. Зинаида Павловна вспоминает, что объем информации был настолько велик, что за смену едва успевали «отстукивать» телеграммы. А еще нужно было назубок знать телеграфные правила, сокращенные обозначения.
Тем не менее со своими обязанностями молодой специалист справлялась блестяще. Об этом свидетельствует и тот факт, что уже в 1951 году она была отмечена нагрудным знаком «Отличный связист». За высокие показатели в труде Зинаида Лавринович награждена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», удостоена Почетной грамоты Верховного Совета БССР, была обладателем звания «Победитель социалистического соревнования» и многих других.
С легкостью Зинаида Павловна освоила и так называемую слепую печать на заменивших аппараты Бодо телетайпах или стартстопных машинах СТ-35. Вскоре ей присвоили 1-й разряд и предложили возглавить бригаду телеграфной станции.
– Трудились сменами по 12 часов. Коллектив дистанции был небольшой, но очень дружный и веселый, в нем было много молодежи, – вспоминает Зинаида Лавринович. – Мы все успевали: работать, участвовать в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, субботниках. Мне всегда везло на хороших людей. Я благодарна руководству дистанции за то, что после оформления в 1985 году пенсии могла работать еще 15 лет. Успела и компьютер немного изучить.
Лидия СЕРГЕЕВА