Вспоминая свой путь
Ветеран дороги Георгий Блоцкий с теплотой вспоминает Брестскую дистанцию сигнализации и связи. В 1958 году он устроился туда электромонтером и добросовестно трудился на протяжении почти 40 лет. По случаю 80-летия со дня образования этого предприятия железнодорожник рассказал нам о своей сложной, но такой интересной работе.
Путевкой во взрослую жизнь для героя публикации стал диплом Брестского техникума железнодорожного транспорта, который он окончил в 1954 году.
– Многие мои однокашники, как и я, были из сельской местности, но всех нас объединяло стремление получить хорошее образование, – рассказывает Георгий Александрович. – Днем сидели за учебниками, а по вечерам бегали на танцы в техникум. Вальс, фокстрот, полька, танго – веселое было время. Но утром – обязательно на физзарядку, которую проводили во дворе преподаватели.
После окончания учебы Георгию Блоцкому присвоили звание техника-лейтенанта тяги. По словам собеседника, он особенно гордился своей железнодорожной формой.
Во время учебы он проходил практику на Кавказе, в Москве и Казахстане.Последняя особенно запомнилась. Там парень набирался опыта на строительстве высоковольтно-сигнальной линии на участке возле железнодорожной станции Шалкар. Климат в той местности очень жаркий, непривычный для жителя наших широт. Тем не менее работа ставилась на первое место. Трудились много, но и на отдых находили время.
Срочную службу Георгий Блоцкий проходил в Сталинграде (ныне – Волгоград) в войсках ПВО. После увольнения в запас в 1958 году вернулся в Беларусь и сразу устроился электромонтером в Брестскую дистанцию сигнализации и связи.
– Тогда мы приступили к строительству импульсно-проводной автоблокировки постоянного тока на участке Барановичи – Брест, – вспоминает ветеран. – До этого входные и выходные сигналы передавались с помощью семафоров, которые управлялись специальными гибкими тягами. При этом они позволяли лишь контролировать правильность подготовки маршрута. С появлением автоблокировки семафоры заменили на прожекторные светофоры – возле каждого из них на перегоне находились аккумуляторы в качестве резервного питания. Мы обслуживали оборудование на съемных дрезинах ИД-1, затем для нас приобрели мотоциклы.
По словам Георгия Александровича, ремонтировать устройства автоблокировки было нелегко: после замены единичное реле нередко выходило из строя повторно. По-хорошему, стоило проводить их комплексную замену. Особенно хлопотно было в зимний период – из-за сильных морозов не выдерживали сигнальные провода, замерзали механизмы, покрывались инеем контакты, а летом во время грозы оборудование и вовсе приходило в негодность. В дистанции сигнализации и связи тогда не было диспетчеров и автотранспорта. Для устранения повреждений на перегон мой собеседник с бригадой добирался на грузовых поездах, а обратно зачастую возвращались пешком.
Вскоре Георгий стал электромехаником высоковольтной линии, а с 1963-го уже старшим электромехаником. Одновременно учился во Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта.
В то время в Брестском отделении начали укладывать первые железобетонные шпалы – на перегоне Ивацевичи – Коссово-Полесское.
– Когда заменяли деревянное основание на железобетонное, наши рельсовые цепи порой отказывали, а импульсные реле «залипали», – вспоминает ветеран. – Электромеханикам приходилось дежурить на перегонах и днем, и ночью. Первое, что сделали, – подключили комплект маятника МТ-1 на релейном конце рельсовой цепи. Однако такая схема не обеспечивала в полной мере безопасность движения поездов. В дальнейшем стали применять двухполярную схему рельсовых цепей, и оборудование функционировать уже стало надежно.
В 1983 году началась электрификация участка Барановичи – Брест с одновременным строительством новой автоблокировки переменного тока и электрической централизации на станциях. Обслуживать ее было намного легче.
В штате дистанции появились диспетчеры, а бригадам выделили автомашину.
С такой техникой мы могли быстрее приезжать на устранение повреждений.
Старшим электромехаником Георгий Блоцкий трудился вплоть до выхода в 1996 году на заслуженный отдых. Он является обладателем знака «Отличный работник Белоруской железной дороги», имеет множество поощрений.
– В жизни мне везло на людей – рядом всегда были профессионалы своего дела, специалисты в различных областях, – рассуждает Георгий Блоцкий. – Среди руководителей Брестской дистанции сигнализации и связи хотелось бы отметить Георгия Милевского. Он отлично разбирался во всех устройствах СЦБ, сигнализации и связи, а также во всем оборудовании предприятия. Я мог позвонить ему в любое время суток. И он никогда не отказывал в помощи – его совет или консультация по вопросу работы устройств автоблокировки, электрической централизации, связи помогали найти выход из любой ситуации. Также легко было работать с главным инженером предприятия Леонтием Шапуком, в бытность которого дистанция получила новое техническое развитие и активно модернизировалась.
Ветеран благодарен судьбе за интересную работу на магистрали. «Мы жили ей, перенимали опыт у коллег из других подразделений, обучали молодежь. Годы пролетели незаметно, но я всегда с радостью вспоминаю свою дорогу – железную», – подытожил ветеран.
Юрий ФЕДОРЕНКО