Изыскивать резервы
Сокращение доли транзитных перевозок, обусловленное влиянием внешних экономических факторов, стало основной причиной невыполнения Белорусской железной дорогой в ушедшем году заданных темпов роста объемов грузооборота, который составил 48,2 млрд. т-км, или 91,7% к 2018-му. Тем не менее данный показатель остается одним из самых высоких за последние 25 лет. Об этом сообщил руководитель магистрали Владимир Морозов на итоговом заседании технико-экономического совета дороги. Мероприятие прошло при участии заместителя министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрея Иванова, представителей органов государственной власти и управления, служб и организаций магистрали, отраслевого профсоюза.
Для выхода на параметры, определенные отраслевой подпрограммой Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, объем грузооборота в 2020-м должен составить 52,2 млрд. т-км с темпом роста 108,2% к 2019 году, пассажирооборота – 6,3 млрд. пасс.-км с темпом роста 100,5%. Владимир Морозов напомнил, что одним из ключевых конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта является его надежность. К сожалению, в минувшем году количество нарушений безопасности движения увеличилось с 51 до 72. К этому привело несоблюдение технологической и производственной дисциплины, безответственное отношение работников к исполнению своих должностных обязанностей, формализм при проведении инструктажей и технической учебы. «В текущем году наша деятельность должна быть направлена прежде всего на профилактику и устранение факторов риска возникновения нестандартных ситуаций», – подчеркнул Владимир Михайлович. Основными резервами улучшения ситуации начальник дороги назвал качественную и добросовестную работу персонала, а также повышение надежности основных фондов через реализацию ремонтных и инвестиционных программ.
В 2019-м объем перевозок грузов составил 145,5 млн. тонн, или 92,6% к 2018-му. Перспективное направление по-прежнему – контейнерные перевозки и реализация новых проектов в данной сфере. За прошлый год общий объем транспортировки в контейнерах вырос на 15% к 2018-му и почти в три раза к 2015-му. Основными задачами в развитии грузовых перевозок руководитель магистрали назвал совершенствование маркетинговой деятельности и повышение эффективности работы профильных подразделений в отделениях дороги по привлечению дополнительного грузопотока, внедрение современных методов управления терминально-складским хозяйством, обеспечение требуемого клиентами уровня качества услуг, а также дальнейшее развитие контейнерного сегмента грузовых перевозок за счет организации новых проектов. Кроме того, необходимо создание условий для роста поставок отечественной продукции в контейнерах на внешние рынки сбыта особенно в китайском направлении, уделяя внимание маршрутам транспортных коридоров «Север – Юг». В 2020 году Белорусская железная дорога планирует реализовать совместные проекты с резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», а также создание цифрового европейского железнодорожного оператора.
Не менее важной задачей для отечественной магистрали является качественное обеспечение потребностей в перевозках жителей и гостей страны. За 2019-й ее услугами воспользовались 80 млн. человек, пассажирооборот составил 6,3 млрд. пасс.-км, или 100,9% к 2018-му. Предпринятые меры позволили обеспечить рост перевозок и тем самым остановить тенденцию снижения, которая наблюдалась с 2014-го.
В прошедшем году назначен ряд новых поездов и сокращено время нахождения в пути следующих в направлении областных центров. Продолжилось развитие электронных каналов оформления проездных документов, разработано официальное мобильное приложение, в рамках которого реализована система продажи электронных билетов во всех видах сообщений. Вместе с тем назрела необходимость обсуждения вопроса участия местных органов государственной власти в социальном заказе на пассажирские перевозки в региональном сообщении.
Около 40% выручки дорога получила от экспорта транспортных услуг. Несмотря на снижение транзита, железнодорожникам на 1,8% удалось превзойти показатель 2018 года, хотя плановое задание (108,2%) достигнуто не было. К уровню 2015-го экспорт вырос на 52%. По программе ремонта в 2019-м освоено 451 млн. рублей с темпом роста 116,5% к 2018-му. В ушедшем году рентабельно работали все организации, были обеспечены своевременные расчеты с персоналом по заработной плате, исполнены обязательства по коллективным договорам и уплате налоговых платежей. Реализована напряженная по своим масштабам инвестиционная программа. Для этого пришлось в том числе привлекать крупные суммы заемного финансирования. Начальник дороги кратко остановился на расходах по основной деятельности, отметив, что хоть плановые лимиты в целом не были превышены, ценовое давление на себестоимость услуг магистрали было весьма существенным. В связи с этим задача руководителей организаций, отраслевых служб, осуществляющих закупки товарно-материальных ценностей и услуг, – обеспечить эффективные конкурсные процедуры и стабилизировать закупочные цены. Он также предупредил представителей дороги в органах управления хозяйственных обществ, что рост цен для организаций магистрали допустим только в пределах уровня инфляции.
В рамках реализации инвестпроектов в 2019 году было введено в эксплуатацию более 40 объектов капитального строительства. Общий объем инвестиций составил 588,7 млн. рублей, что вдвое выше уровня 2018-го. В наступившем году железнодорожникам необходимо сформировать программу развития на очередную пятилетку, где будут обозначены целевые параметры и ключевые задачи для обеспечения устойчивого развития отрасли.
– Для сохранения и повышения своей конкурентоспособности мы обязаны вкладывать значительные средства в текущее содержание и развитие объектов инфраструктуры, ремонт и обновление перевозочных ресурсов. Это возможно только при обеспечении роста выручки по всем направлениям деятельности. В 2020-м по перевозкам она должна возрасти не менее чем на 9,5%. Необходимо продолжать работу по реализации принципов клиентоориентированности и гибкого тарифного регулирования, – подчеркнул в своем выступлении Владимир Морозов.
Переходя к социальным вопросам, начальник дороги отметил, что в 2019-м среднемесячная заработная плата на магистрали возросла на 9,3% до 1216 рублей. Ее дальнейшее повышение возможно только при росте производительности труда. Кроме того, в текущем году должны быть реализованы мероприятия, направленные на сохранение здоровья персонала, вывод работников из зон с вредными и опасными условиями, совершенствование контроля за организацией и безопасным проведением работ. Также необходимо направить усилия на сокращение случаев травматизма, не связанных с производством, укрепление дисциплины, предупреждение хищений и коррупционных проявлений. В своем выступлении руководитель магистрали рассказал о взаимодействии с ветеранскими организациями. Он напомнил, что в 2020-м отмечается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, и потребовал, чтобы все запланированные на белорусской мероприятия прошли на самом высоком уровне. В завершение начальник дороги поблагодарил органы госуправления, деловых партнеров, соседние железнодорожные администрации за совместную работу в ушедшем году. Он выразил уверенность, что конструктивное взаимодействие при реализации задач по повышению эффективности и доступности железнодорожных перевозок будет продолжено.
Основные направления повышения эффективности деятельности магистрали и ее финансовой устойчивости в текущем году обозначила в своем докладе главный экономист дороги Елена Киреня. Она отметила, что несмотря на значительный рост цен на потребляемую дорогой продукцию и услуги, за счет оптимизации затрат в 2019-м удалось сдержать рост себестоимости как грузовых, так и пассажирских перевозок. Елена Александровна перечислила имеющиеся резервы в разрезе отдельных хозяйств, особое внимание обратив на необходимость экономии дизельного топлива на тягу поездов, повышение эффективности использования подвижного состава и рабочего времени локомотивных бригад, организацию использования автотранспорта. Она напомнила о проделанной в минувшем году работе по изменению системы оплаты труда и предупредила руководителей на местах о персональной ответственности за перерасход фонда оплаты труда.
О необходимости совершенствования анализа и прогнозирования по вопросам безопасности движения рассказал главный дорожный ревизор Виктор Тихонович. По его словам, существующие методы в основном ориентированы на устранение уже имеющихся дефектов. Но чтобы в корне изменить ситуацию, требуются полнота и достоверность информации об опасных отказах и ошибках персонала, контроль качества и своевременность исполнения технологических операций. Современный факторный анализ предусматривает комплексную оценку текущего состояния технических средств и подготовки работников, а также документации. Результатом должна стать итоговая величина риска для конкретного структурного подразделения Белорусской магистрали. В качестве основного управленческого инструмента в системе обеспечения безопасности предлагается использовать создаваемый ситуационный центр.
В ушедшем году дорога смогла повысить энергоэффективность техпроцессов и обеспечить выполнение целевых показателей в данной области. Об этом проинформировал начальник службы технической политики и инвестиций Сергей Калютчик. Среди имеющихся резервов он назвал совершенствование нормативной базы, снижение теплопотерь и затрат на котельно-печное топливо, а также удельного потребления топлива и электроэнергии на тягу поездов, оптимизацию потребления электроэнергии для производственных нужд, не связанных с перевозками. Он отметил целесообразность разработки Стратегии энергоэффективности магистрали.
В 2020 году общий объем контейнерных перевозок прогнозируется на уровне 800 тыс. контейнеров в ДФЭ, или рост на 10% к 2019-му. В сообщении Китай – Европа – Китай предполагается перевезти не менее 380 тыс. контейнеров в ДФЭ, что также на 10% выше уровня минувшего года. Такие цифры привел руководитель службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александр Невмержицкий. Он также отметил вклад в это специалистов БТЛЦ и обратил внимание на необходимость пересмотра тарифов на перевозку убыточных грузов.
Руководитель пассажирской службы Александр Захаревич подчеркнул в своем выступлении, что для повышения доступности железнодорожного транспорта, эффективного взаимодействия с потребителями, продвижения новых предложений и сервисов Белорусская развивает каналы самообслуживания для оформления проездных документов и справочно-информационное обеспечение клиентов. Это позволило в 2019 году реализовать через сайт магистрали более 3 млн. электронных проездных документов или почти 25% от общего количества проданных билетов на поезда с нумерованными местами.
Также на совещании прозвучали выступления начальника службы по управлению государственным имуществом Владимира Юковского и директора ОАО «Брестский электротехнический завод» Василия Голика. В завершение слово взял заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Иванов. Он обратил внимание на снижение такого важного показателя, как грузооборот. «И хотя его выполнение связано с влиянием внешних объективных причин, это не повод опускать руки, – подчеркнул Андрей Николаевич. – Необходимо стабилизировать ситуацию, искать другие возможности. Многие из них были озвучены в ходе заседания, что говорит о глубоком понимании проблемы». От имени руководства ведомства он заверил присутствующих в готовности оказывать любое содействие, в том числе начать диалог с МАРТом и Министерством энергетики по установлению справедливых тарифов для железнодорожников на перевозку отдельных видов продукции и потребление электроэнергии. В завершение Андрей Николаевич подчеркнул, что сегодня Белорусская магистраль представляет собой единый сплоченный коллектив, укомплектованный грамотными специалистами, способными справиться с любыми вызовами, поблагодарил работников отрасли за труд и пожелал всем успехов.
Инга МИНДАЛЁВА