От Клайпеды до Бреста
Евгению Шкуту, почти тридцать лет возглавлявшему Брестскую габаритообследовательскую станцию, исполнилось 65. Большую часть жизни он посвятил Белорусской магистрали и воспитал достойную смену. Его ученики сегодня трудятся на различных предприятиях дороги.
– Выбором профессии обязан родителям, которыми очень горжусь, – рассказывает Евгений Шкут. – Мой отец Иван Фомич работал на сталелитейном заводе в Украине. Во время Великой Отечественной, как и многие, пошел защищать Родину. Получил удостоверение помощника машиниста, после чего его направили на Сталинскую магистраль на бронепоезд. За заслуги в обороне страны отца наградили орденом Красной Звезды.
В Казахстане он познакомился с моей мамой – Александрой Зиновьевной, которая была проводником в паровозной колонне. Вместе они прошли войну и создали семью. В мирное время родители перебрались в Беларусь.
В паровозном депо Брест Иван Фомич продолжил работать машинистом. Много лет водил пассажирские поезда в Германию, пользовался уважением среди коллег. За отличные результаты работы награжден знаком «Почетному железнодорожнику». О семье никогда не забывал, а она была большая – четверо детей. Основные домашние хлопоты ложились на плечи супруги.
…Время летело. В 1970 году Евгений поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Успеваемость была отличной, предметы давались легко. Лучших выпускников тогда распределяли по профилю на разные дороги – так Евгений оказался на Прибалтийской магистрали. Первый опыт получил в Клайпедской дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Однако по-настоящему привыкнуть к производству не успел… Его призвали в армию.
– Я очень обрадовался, что попал в железнодорожные войска, – говорит ветеран. – Службу проходил на знаменитой Байкало-Амурской магистрали – вот где были настоящая практика и армейская закалка! Мы укладывали путь, строили казармы и клуб, в котором собирались по вечерам на отдых. Свободное время каждый старался посвятить своему увлечению – например, пению или спортивным дисциплинам. А я любил фотографировать. Смотрю сейчас на свои снимки и вспоминаю молодость.
После увольнения в запас Евгений Шкут приехал в Брест и устроился стропальщиком в местную механизированную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ (сейчас это предприятие «Брестгрузтранслогистик»). Усердие молодого специалиста заметили, дала о себе знать и тяга к знаниям. Вскоре ему предложили поступить на заочное отделение в БИИЖТ.
Получив диплом, железнодорожник приступил к обязанностям инженера группы по негабаритным перевозкам в своей дистанции. Занимался разработкой способов размещения и крепления крупногабаритных и тяжеловесных грузов на подвижном составе, не предусмотренных правилами перевозок, а также изготовлением эскизов для них. В этой специфической деятельности главное было точно выполнить расчеты – от них во многом зависело безопасное и своевременное проследование составов от пункта погрузки до потребителя.
С 1987 года на протяжении практически тридцати лет Евгений Шкут возглавлял небольшой коллектив Брестской габаритообследовательской станции. Он не только был грамотным руководителем, но и отличным специалистом в своей области. Вместе с подчиненными часто выезжал в командировки на линейные участки по всей Белорусской магистрали. Скрупулезно выполнял измерения габаритных мест в междупутьях, на станциях и перегонах. Работа была не из легких и проводилась на железнодорожных путях в любую погоду. Тем не менее он любил свое дело и ценил тех, кто находился рядом.
Евгений Иванович с благодарностью вспоминает бывших коллег – Аллу Радыванюк, Людмилу Гордейчук (ныне Янчук), Виталия Серко, Андрея Лысюка, Александра Якимовича, а также Михаила Грицука (его, к сожалению, уже нет в живых). Они, в свою очередь, тепло отзываются о ветеране и гордятся, что работали вместе с этим замечательным человеком.
Евгений Шкут отмечен отраслевыми наградами – значком «Отличный работник Белорусской железной дороги», а также Почетной грамотой магистрали.
Юрий ФЕДОРЕНКО