Пока бьются сердца…
Сколько людей – столько и судеб. Но есть судьбы особые. В Беларуси нет, пожалуй, семьи, которой не коснулась бы в той или иной степени Великая Отечественная война. Тяжелые жизненные испытания выпали и на долю тысяч железнодорожников. Среди них и герои нашей публикации.
В районном центре Чашники Витебской области живет Вера Башукова, которая и поведала корреспонденту «Железнодорожника…» историю своей семьи. Вместе с родным братом Александром Крегером, будучи уже далеко не молодыми людьми, они бережно хранят память о своих близких. На основе архивных документов эти люди провели большую работу по восстановлению пробелов в биографии их деда Александра Крегера и пяти его сыновей, четверо из которых погибли на войне.
– Наш дедушка Александр Романович посвятил железной дороге многие годы жизни, – рассказывает Вера Алексеевна. – На магистраль он пришел в 1901 году еще совсем молодым пареньком и до 1917-го трудился ремонтным рабочим. После Октябрьской революции стал бригадиром, а затем и дорожным мастером 5-го эксплуатационного района Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1932 году был переведен на линию Орша – Лепель (станции Бурбин и Чашники) дорожным мастером, где и трудился до начала фашистской оккупации. Все эти данные мы почерпнули из автобиографии, написанной нашим отцом Алексеем Крегером еще много лет назад.
У Александра Романовича и его жены Веры Лукиничны (бабушки нашей собеседницы) была большая семья: три дочери и пятеро сыновей. Всем детям по тем временам они дали хорошее образование. Три старших брата – Петр, Алексей и Константин – стали офицерами Красной армии. А два младших – Олег и Александр, которым отец привил любовь к железной дороге, – пошли по его стопам и работали вместе с ним.
Первая беда пришла в их семью в 1938 году: главу семейства и опытного путейца арестовали по ложному доносу. Затем из армии начали увольнять и его сыновей – как детей «врага народа». Братья-офицеры Алексей и Константин решились на отчаянный шаг – поехали в Москву и добились приема у наркома обороны СССР Климента Ворошилова. То, что их приняли, выслушали и помогли, можно назвать невероятным везением и даже чудом. Путейца выпустили, а братья вернулись к офицерской службе. Александр Крегер в свои 55 лет с подорванным после ареста здоровьем вместе с младшими сыновьями Олегом и Александром продолжил трудиться на железной дороге.
В начале Великой Отечественной, оказавшись в оккупационной зоне, братья не раздумывая присоединились к партизанскому движению на Витебщине. Оба железнодорожника стали разведчиками 5-го отряда партизанской бригады «Дубова», а Александр был даже заместителем командира отряда по разведке. Благодаря разведгруппе под его командованием партизаны провели множество успешных диверсионных операций, да таких, что фашисты были готовы применить любые меры и средства, чтобы вычислить отчаянных бойцов подразделения. Способ был найден: в группу внедрили предателя и в одном из длительных переходов тот разоружил спящих разведчиков и сдал их немцам. После зверских пыток братьев Александра и Олега Крегеров вместе с товарищами расстреляли на окраине деревни Заречная Слобода, что возле Чашников. Тяжело представить, что пришлось пережить отцу Александру Романовичу и матери Вере Лукиничне, когда среди изувеченных тел им удалось отыскать своих детей…
Трое старших сыновей-офицеров в это же время сражались на фронте. Но война не знает милосердия, как не знает и пощады. Через некоторое время пришла похоронка на Петра, который сгорел в танке. Чуть позже семья получила еще одно известие: летчик Константин Крегер пропал без вести. За четыре дня до Победы начальник спецгруппы отдельного радиоразведывательного дивизиона особого назначения Алексей Крегер (папа Веры Башуковой и ее брата Александра) получил тяжелейшее ранение… К тому времени он уже был награжден орденом Красной Звезды и множеством медалей. Фронтовик чудом выжил, а в госпитале узнал о смерти отца Александра Романовича, железнодорожника с 40-летним стажем, главы некогда большого семейства. А произошло это… 9 мая 1945 года. Следом за ним, не выдержав испытаний, остановилось и сердце матери Веры Лукиничны.
– Да, наш папа Алексей Александрович – единственный из сыновей, кто остался жив, – говорит Вера Алексеевна. – Будучи майором запаса, он потом долгое время преподавал в школе военное дело. Вот такая судьба… Пятерых сыновей дедушка и бабушка благословили на борьбу с фашизмом. Наш сегодняшний долг – сохранить память о них. Мы с братом, наши дети и внуки просто не имеем морального права это забыть. И не забудем, пока бьются сердца…
Александр БОГДАН