Верой и правдой
Февраль в корпоративном календаре Белорусской железной дороги посвящен паровозу серии О. История этого локомотива – в нашей сегодняшней публикации.
В период с 1890-го по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах Российской империи было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии. Они стали самыми массовыми из дореволюционных паровозов. В конце XIX века увеличение веса поезда рассматривали как фактор роста грузооборота.
Однако это требовало увеличения силы тяги локомотива, мощности паровой машины и, соответственно, сцепного веса (приходящегося на движущие колеса). Значительно утяжелив паровоз, пришлось бы заменять рельсы более прочными, а также усиливать железнодорожное полотно. Это было бы очень затратно. Тогда приняли другое решение: создать оригинальный паровоз – более мощный, экономичный, с малой нагрузкой на рельсы, надежный и простой в обслуживании. Инженер Вацлав Лопушинский в соавторстве с конструкторами Коломенского завода разработал проект локомотива с колесной формулой 0-4-0. Но желаемого эффекта достичь не удалось: паровоз расходовал больше топлива, чем предполагалось. Пришлось в конструкцию внести немало изменений: поднять котловое давление, увеличить диаметр цилиндра низкого давления, улучшить парораспределительный механизм и повысить конструкционную скорость – с 45 до 50 км/ч.
Паровозы типа 0-4-0 выпускали Коломенский, Мальцевский, Невский и Брянский заводы. В 1882 году Полесские железные дороги получили 18 паровозов, в 1883-м Московско-Брянская – 10 машин. 51 паровоз постройки Мальцевского завода в 1884 году отправили на Московско-Брестскую магистраль.
Все они в 1912 году получили индекс Ч. Эти машины имели давление пара 9, 10, 11 и 12,4 атмосфер и максимальную скорость 45, 47, 50 км/ч при диаметре движущихся колес 1210 – 1300 мм.
В 1890 году Коломенский завод выпустил 10 новых паровозов типа 0-4-0 с компаунд-машиной (паровой машиной двойного расширения пара), они получили индекс К. В 1897-м был построен паровоз 0-4-0 с кулисой Джоя и увеличенным до 1200 мм диаметром колес, получивший индекс Д. Эти машины выпускались до 1903 года (всего 3172 единицы) и поступили на Либаво-Роменскую дорогу (106), на Московско-Брестскую (73), Полесские (91), Риго-Орловскую (212).
По предложению XXIII Совещательного съезда инженеров службы тяги паровоз ОД модернизировали.
В 1912 году локомотив оснастили улучшенным парораспределительным механизмом Вальсхарта и ему присвоили серию ОВ (машинисты называли их «овечками»). С 1907 года на паровозы серии ОД стали устанавливать пароперегреватели, в 1912-м эти паровозы получили серию ОП.
Локомотивы серии ОВ получили разные железные дороги: Либаво-Роменская – 117, Московско-Брестская – 62, Полесские – 76, Риго-Орловская – 87. Всего было построено 3913 машин.
В сентябре 1918 года после унификации бронепоездного парка Красной армии паровоз серии ОВ приняли на вооружение. Эти легкие машины выводили бронепоезда на боевые позиции. Другие, более тяжелые паровозы, не смогли бы выдержать груз навешенного металла. Бронепаровоз, для работы которого требовалось ежесуточное снабжение водой и через сутки топливом, применяли только в боевых условиях. Они были основными локомотивами бронепоездов и во время Великой Отечественной войны.
В 1923-м на нескольких десятках паровозов серии ОВ установили котлы с давлением 14 кгс/см2. Эти паровозы получили серию ОУ (усиленный).
Выпуск паровозов ОВ, прерванный Гражданской войной, возобновили на Луганском заводе. До 1928 года там построили 72 паровоза, им были присвоены номера 8001 – 8072. А всего паровозов серий О всех разновидностей было произведено 9129. Часть паровозов ОВ в 1926 – 1927 годах оборудовали пароперегревателями без замены на компаунд-машины. Этим паровозам присвоили серию ОЧ (по фамилии инженера Альберта Чечота). На стройке железнодорожной ветви Орша – Лепель работали паровозы серии ОД. Такой же паровоз в 1927 году провел первый грузовой поезд по участку от Орши до Лепеля.
Паровозы серии О ремонтировали силами депо приписки. К примеру, в Орше из подъемного ремонта был выпущен первый паровоз ОВ № 4621.
К 1930 году были поставлены рекорды по сокращению простоя в подъемочном ремонте. А в феврале того же года во время «Декады обороны» были отремонтированы два паровоза в качестве подарка Красной армии.
На 1931 – 1934 годы намечалась массовая переделка паровозов серии ОВ на серию ОП. Но от этой идеи вскоре отказались, поскольку в поездном движении паровозы серии О уже не применяли. На 1 января 1940 года на сети дорог СССР было 5125 таких машин. Они имели давление пара 11; 11,5; 12 и 14 атмосфер, диаметр движущих колес – 1150 и 1200 мм, массу в рабочем состоянии – 50; 51; 51,5; 52,3; 52,4; 54 и 55 тонн, т. е. до 14 тонн на ось. Максимальная скорость паровозов – 45 км/ч, с 1956 года – 55 км/ч. В поездной работе на дорогах Беларуси паровозы серии О использовались на участках Осиповичи – Гродзянка, Низковка – Корюковка, Василевичи – Хойники, Жидомля – Озеры.
С началом Великой Отечественной паровозы серии ОВ отправляли на восток. Так, из работавших в депо Брест 35 паровозов было эвакуировано 19 машин, 16 оставили в нерабочем состоянии. 15 июля 1941 года в 15 часов последний поезд с паровозом серии ОВ № 4763 направился со станции Орша-Западная на Смоленск. Его вел машинист Иван Доронин. Поездом эвакуировали оршанских железнодорожников.
Паровозы серии О во время войны использовали для организации паровозных колонн особого резерва – ОРКП. Они были незаменимы в эксплуатации на прифронтовых дорогах.
В освобожденный Жлобин первый поезд прибыл с паровозом ОВ № 3961 под управлением машиниста Ануфрия Бондарева и помощника машиниста Нины Паращенко. На Белорусской и Западной магистралях эти паровозы водили поезда в 1945 году на участках Василевичи – Хойники, Дорогобуж – Никитинка, Жуковка – Клетня.
По данным 1955 года, на станции Молодечно в маневровой работе были задействованы паровозы ОВ № 6586 и ОД № 260. Главным долгожителем на Белорусской железной дороге стал паровоз серии ОВ № 5804, который строили для Среднеазиатской дороги. Этот локомотив в послевоенные годы водил грузопассажирские поезда на участке Осиповичи – Верейцы – Гродзянка. Его бессменным машинистом был осиповчанин Хоня Аронович Фрид.
Паровозы серии ОВ верой и правдой служили вплоть до 1960 годов. Им на смену пришли тепловозы и электровозы. Знаменитые «овечки» сегодня можно увидеть на киноэкране – к примеру, в таких фильмах, как «Анна Каренина» и «Сибирский цирюльник».
Леонид ЛЕГЧЕКОВ