Вам – задание
Крепкие теоретические знания и умение применять их на практике продемонстрировали участники дорожного конкурса «Лучший по профессии» среди машинистов, их помощников и машинистов-инструкторов. Конкуренция была настолько острой, что для определения победителей претенденты выполняли дополнительные задания.
Конкурс состоялся в Осиповичах. За право быть лучшими из лучших боролись работники локомотивного хозяйства, занятые в движении электропоездов и электровозов. Своих делегатов представили локомотивные депо всех отделений дороги за исключением Витебского, где нет электрифицированных участков магистрали.
Победителей определяли в пяти номинациях по результатам трех этапов: двух теоретических и одного практического.
Все конкурсанты прошли компьютерное тестирование: каждому давалось до 30 минут, чтобы ответить на 60 вопросов, касающихся знания ПТЭ и других важнейших документов. в среднем для ответа на каждый было по 30 секунд. Такой напряженный режим тестирования вполне закономерен: в рейсе у машиниста и его помощника мало времени для принятия верного решения, это нужно делать максимально быстро.
На втором теоретическом этапе конкурсанты письменно отвечали на задания, которые касались профиля их деятельности. А для проверки практических навыков конкурсная комиссия предложила различные испытания. Например, машинистам электровоза предстояло выявить и устранить неполадки в системе управления ВЛ80с, помощникам – провести осмотр и разобраться с неисправностью грузового вагона.
– Если хорошо знаешь, что именно нужно делать, не раз применял знания на практике, то отведенных на испытание 15 минут вполне достаточно, – поделился впечатлениями помощник машиниста электровоза локомотивного депо Гомель Михаил Заворотный, занявший первое место в своей категории. – Я работаю на дороге с 2012 года, и решать проблемы с несправным вагоном доводилось, хоть и нечасто. К подобным и другим неожиданностям нужно быть готовым всегда.
Машинисты электропоезда проверяли работоспособность систем ЭР9, а их помощники по аудиозаписям оценивали корректность и полноту регламента переговоров помощника с машинистом и информирования пассажиров по громкой поездной связи. Машинисты-инструкторы демонстрировали свою компетентность во время расшифровки скоростемерных лент и анализа действий машиниста.
– Условия труда локомотивных бригад постепенно меняются: с каждым годом требования к машинистам, их помощникам и инструкторам повышаются. Поэтому и конкурсные задания совершенствуются, – отметил ведущий инженер отдела эксплуатационной работы службы локомотивного хозяйства Сергей Ткаченко. – А местом проведения этого мероприятия Осиповичи были выбраны неслучайно: представители местного локомотивного депо не раз становились победителями дорожного конкурса, а также входили в число призеров.
Например, Андрей Карытка, который в свое время занял первое место, на этот раз в статусе машиниста-инструктора был в числе организаторов состязаний, курировал испытания в одной из групп претендентов. А заместитель начальника локомотивного депо Осиповичи по эксплуатации Дмитрий Белый в прежние годы занял второе место и считает такой конкурс важным для повышения профессионального уровня железнодорожников и укрепления безопасности движения поездов.
Сегодня в локомотивном депо Осиповичи (с учетом оборотных в Бобруйске и Слуцке) трудятся более 170 машинистов и почти 110 их помощников. Они водят поезда на Слуцк и Солигорск, Бобруйск и Могилев, Гродзянку, Молодечно и Жлобин. Большинство работников цеха эксплуатации – универсалы, получившие право на управление не только тепловозом или дизель-поездом, но и техникой на электротяге.
Подводя итоги конкурса, представители жюри отметили, что претенденты на победу показали высокий уровень знаний и профессиональных навыков.
В некоторых номинациях лидеры набрали равное количество баллов. Поэтому для выявления сильнейших были организованы дополнительные испытания.
– На магистрали работаю более пяти лет. Регулярно отправляюсь в рейсы на Барановичи, Оршу, Осиповичи, Гудогай, – рассказал машинист электропоезда моторвагонного депо Минск Дмитрий Голубович, занявший первое место. – Многие навыки отработал до автоматизма. Но накануне конкурса дополнительно занимался, пересмотрел важнейшие документы, освежил теоретические знания.
– А для меня самым главным было справиться с волнением, – признался машинист электровоза локомотивного депо Минск Алексей Курмаз, ставший победителем в своей категории. – Вроде бы и опыт большой (около восьми лет), и работаю на важных направлениях (в пассажирском движении на Брест, Оршу, Гомель), но на конкурсе все равно беспокоился, переживал.
Среди помощников машинистов электропоезда сильнейшим стал Евгений Комбуль из Бреста, а лучшим машинистом-инструктором признали Алексея Зута из Осиповичей.
Руслан АНАНЬЕВ