Беречь мудрость веков

Для большинства людей малая родина – не просто место, где человек родился и вырос. Можно говорить еще о некой особой энергетике каждого такого уголка, который на незримом уровне притягивает человека, роднит его со старой одинокой березой в поле, речушкой за огородом, скрипучими качелями в городском дворе… Да с чем угодно! Хоть с соседним безликим зданием, если вы видели его все детство. Из таких простых, на первый взгляд, вещей и формируется патриотизм в самом широком смысле слова. Борисовская земля – не исключение. Это родина многих как знаменитых, так и самых обычных людей, бесконечно влюбленных в свой красивый и притягательный край.

Борисовский район сегодня – один из самых крупных и промышленно развитых. В последнее время он является местом притяжения не только для многих жителей нашей республики, но и иностранцев. Особенно много гостей приезжает сюда в ноябре, когда проходит международный военно-исторический праздник – реконструкция сражения на реке Березине у деревни Студенка, что в 15 км северо-западнее Борисова. Именно там была разгромлена армия Наполеона. Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в истории края. На месте переправы, на правом и левом берегах Березины, установлены памятники русским и французским воинам. В самом городе сохранились остатки артиллерийской батареи русских войск того времени.
Вместе с тем Борисов – один из древнейших белорусских городов. В 1102 году князь Борис Всеславович, возвращаясь из похода на ятвягов, основал на берегу реки Березины город и нарек его своим именем. Это одна из основных версий происхождения названия. Благодаря географическому положению, уже к середине ХIII века Борисов вошел в число известных торгово-ремесленных центров. Такой статус сохранился и после его присоединения к Великому княжеству Литовскому, а впоследствии и к Речи Посполитой. В конце XVIII века город получил свой герб. Это две сторожевые башни с открытыми между ними воротами, что символизировало стойкость, неприступность и вместе с тем открытый путь для добрососедства и торговли. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Борисов стал уездным городом Российской империи.
Примечательно, что одна из исторических черт этого региона – постоянное развитие. Показательна даже знаменитая река Березина, с которой во многом связана героическая часть истории Борисовщины. Ведь она знала не только сражения: в 1806 году здесь была разработана и построена водная система, которая соединила Днепр и Западную Двину, связала бассейны Черного и Балтийского морей. Город стал крупным речным портом, центром судостроения в Минской губернии и занял значительное место в торговых связях с Прибалтикой и Украиной. Важнейшим событием явилось и завершение в 1871 году строительства Московско-Брестской железной дороги, проходящей через Борисов, что способствовало дальнейшему развитию города. Стали появляться крупные производства, среди которых – спичечные фабрики «Виктория» и «Березина», бумажная «Папирус», стекольный и несколько лесопильных заводов, судостроительная верфь.
В 1917 году в Борисове установилась советская власть, но уже в феврале 1918-го город оккупировали германские, а потом и польские войска. Однако после тех потрясений город продолжил активно развиваться. Но вскоре грянула Великая Отечественная. Ровно три года – с 1 июля 1941 по 1 июля 1944 гг. – длилась фашистская оккупация. Несмотря на жестокий террор, борисовчане не покорились врагу – здесь действовали 17 подпольных групп, поддерживающих связь с партизанскими объединениями.
Послевоенное время характеризуется стремительным восстановлением промышленности края. А уже 60 – 80-е годы ознаменованы очередным витком развития: там открываются новые предприятия, которые и сейчас во многом определяют экономику региона. Промышленность района представлена машиностроительной, химической, деревообрабатывающей, фармацевтической, стекольной и другими отраслями. К примеру, не так давно здесь построен завод по сборке легковых автомобилей – белорусско-китайское совместное предприятие.
Важнейшую роль в развитии региона играет и железная дорога. Вот уже не одно десятилетие Борисовская дистанция пути обеспечивает высокий уровень безопасности движения поездов и качественное содержание участков магистрали. Именно здесь дорожным мастером трудится Дмитрий Платонов. Ровно половину из своих 36 лет он отдал ставшей почти родной дистанции. Начинал монтером пути, заочно окончил оршанский железнодорожный техникум (ныне колледж) и вот уже третий год успешно руководит 7-м околотком. Родился Дмитрий в Борисове и не представляет себя в каком-то другом месте.
– Мне и сравнивать особо не с чем, – улыбается собеседник, – с рождения живу в Борисове, практически со дня окончания школы работаю в дистанции и скажу честно, что не жалею. Да, работа непростая: три бригады, 29 человек – и мужчин, и женщин – разных по возрастам, характерам, но знающих свое дело. Да и они мне доверяют. В обслуживании еще два переезда – в общем, работы много, но ведь справляемся. А как иначе? Дистанция – это тоже часть родины. Подводить нельзя.
Дмитрий Платонов вырос в частном секторе города, и самые теплые воспоминания связаны с первыми детскими впечатлениями, когда он со сверстниками пускал кораблики по воде, строил шалаши… Позже, в школе, увлекался футболом.
– А вообще частный сектор – это как бы совмещение городской и сельской жизни, – говорит путеец. – С одной стороны – простор, природа, а с другой – всегда есть куда сходить и что посмотреть в плане культурного досуга. Борисов в этом отношении – уникальный город: все для жизни здесь есть. Один наш стадион футбольный чего стоит!
Про спорт Дмитрий вспомнил неслучайно. Одной из визитных карточек города и района является современный стадион «Борисов-Арена», вмещающий более 13 тыс. зрителей. Гордятся борисовчане и своей знаменитой футбольной командой БАТЭ. Что касается культурной составляющей, то в плане духовного и исторического наследия Борисовщина занимает особое место среди регионов нашей республики. Вряд ли найдется человек, которого не впечатлит величественная красота Кафедрального собора Воскресения Христова 1874 года постройки, который расположен в историческом центре – старой части города. Известен во всей Европе и бережно охраняемый нашим государством дом-усадьба Ивана Хрисанфовича Колодеева. Здесь в конце XIX – начале ХХ столетия жил и работал этот знаменитый историк и исследователь Отечественной войны 1812 года. В свое время «колодеевская» коллекция реликвий из походов и сражений Наполеона, собранная по большей части в окрестностях города, значительно превосходила все существующие в мире. Без сомнения, ярчайшим культурным событием европейского масштаба является и уже упомянутый международный военно-исторический праздник, проводимый на Брилевском поле. В ежегодной реконструкции сражения на Березине принимают участие тысячи любителей военной истории со всех уголков планеты.

Дежурный по переезду Снежана Крупская

Об этом знаковом для всего края действе говорит и дежурный по переезду Борисовской дистанции пути Снежана Крупская:
– Это глобальное, ни с чем не сравнимое мероприятие. Ты как будто вживую наблюдаешь великую битву или чувствуешь себя действующим лицом красочного масштабного кинофильма. Редкие впечатления, всем советую!
Снежана Михайловна пришла на магистраль по стопам матери. Вот уже 25 лет она хранит верность выбранному делу. Всегда бодрая, активная, улыбающаяся, она трудится, как и когда-то ее мама, дежурным по переезду в Борисовской дистанции пути. Родилась Снежана Крупская тоже в самом Борисове и, как говорят, души в нем не чает.
– Если бы мне кто-то предложил переехать в другой город или даже страну, ни за что бы не согласилась! – уверенно говорит собеседница. – Вот, к примеру, даже когда Минск посещаешь… Красивый большой город, а все не то, такая суета кругом. Борисов наш спокойный, более размеренный, какой-то даже вдумчивый и бесконечно родной. Разве из него можно уехать?
И действительно, борисовчанка права: есть в этом крае что-то основательное, сочетающее в себе мудрость веков и в то же время всегда открытое для чего-то совершенно нового и созидательного. Наполеон этого не знал. Потому и проиграл сражение.

Александр БОГДАН

Яндекс.Метрика