Ноябрь
Вт
24
2020

Сохранять традиции и двигаться вперед

В пятницу, 14 февраля, в Минске состоится III Съезд Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций. Накануне мы побеседовали с его председателем Николаем Матюком, чтобы узнать, как ведется подготовка к этому событию, с каким багажом подходит к очередному рубежу в своей работе БелПрофТранс, какими определяет для себя важнейшие приоритеты на перспективу.

– Николай Николаевич, объединенный профсоюз транспортников – структура молодая, ей всего 3,5 года. Чего удалось достичь за столь непродолжительный срок?
– Действительно, сам БелПрофТранс существует меньше 4 лет. Однако отраслевые профсоюзы, которые в 2016 году приняли решение об объединении в Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций, имеют богатую и славную историю. В первую очередь – железнодорожный, он же и самый крупный (на момент объединения насчитывал порядка 140 тыс. человек). Мы же со своей стороны всячески стараемся сохранять и развивать их лучшие традиции. С момента создания БелПрофТранса мы работали на сплочение наших рядов, проходили психологическую перестройку, корректировали стратегию и тактику, тесно взаимодействовали с организационными структурами и социальными партнерами для одной, самой главной цели – чтобы членам профсоюза, работникам наших организаций стало лучше и легче жить и работать. Прошедший период был напряженным и насыщенным, в особенности 2019 год, когда активно велась отчетно-выборная кампания. Ее завершением станет III Съезд Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.
– Расскажите подробнее об основных направлениях деятельности БелПрофТранса.
– Чтобы профсоюз укреплялся, ему как воздух нужны новые объединения и активные члены. Работу в этом направлении мы проводим постоянно. И особенно активно – после образования областных организаций профсоюза в 2019 году. Всего за отчетный период была создана 121 первичка.
И все же нашим безусловным приоритетом была и остается защита социально-трудовых прав работников: реализация права на достойный и безопасный труд, достойная заработная плата, рост благосостояния и улучшение условий жизни. Этому во многом содействовало подписание Тарифного соглашения между Министерством транспорта и коммуникаций и Белорусским профессиональным союзом работников транспорта и коммуникаций на 2019 – 2021 годы. К слову, с момента создания БелПрофТранса это уже второй подобный документ, и оба они были подписаны без протокола разногласий. Соглашение – основа переговоров нанимателей и профсоюзов при заключении коллективных договоров, которых в организациях БелПрофТранса сегодня свыше 200
(их действие распространяется на 200 тыс. человек). Экономическая эффективность коллективных договоров из года в год растет.
Ни для кого не секрет, что деятельность первичек, да и профсоюза в целом зависит от стабильности предприятий, их финансового положения. Именно этим и определяется круг вопросов, а также сложности в их решении, которые стоят перед руководителями организаций и профкомами. Сегодня на местах практикуются краткосрочные контракты сроком на один год. В отдельных организациях страны они занимают наибольший удельный вес, по нашему профсоюзу – порядка 20%. Хочу отметить, что в Трудовой кодекс включена норма, согласно которой контракт на один год исключительно по воле нанимателя может быть заключен только один раз – при приеме человека на работу. Дальше, если стороны решили продолжить трудовые отношения, с добросовестным работником с его согласия контракт подписывается на максимальный срок. А новый заключается минимум на три года.
Продолжается работа, которой все профсоюзы страны заняты уже не первый год – это страхование рисков невыплаты заработной платы при банкротстве организации. Предприятия, которые оказались в сложной экономической ситуации, не выплачивают заработную плату своим людям и взносы за них в ФСЗН, из-за чего этот период не будет включен работникам в страховой стаж. Поэтому профсоюзы выступают с инициативой создать действенный механизм, который решил бы эту проблему через обязательное страхование ответственности за невыплату заработной платы при банкротстве организаций. Данное предложение поддержано социальными партнерами, идет разработка соответствующего механизма.
Еще одно приоритетное направление нашей деятельности, имеющее общегосударственное значение и в то же время непосредственно касающееся каждого человека – охрана труда. Безопасность должна быть гарантирована на любом рабочем месте. Выполнение данного условия отслеживают профсоюзные комитеты и техническая инспекция труда БелПрофТранса. За 3,5 года 15 наших штатных технических инспекторов труда провели 458 проверок и почти 2,5 тыс. мониторингов, в ходе которых обнаружили более 21,7 тыс. нарушений. Стоит также отметить, что анализ уровня производственного травматизма выявил устойчивую тенденцию к снижению, которая наблюдается на протяжении последних трех лет. Это, несомненно, результат наших совместных с нанимателями усилий.

Встреча официальной делегации Всеобщего профсоюза работников
наземного транспорта Египта (ноябрь 2019 г.)

– В чем Вы видите резерв в работе по предупреждению травматизма?
– В более активной деятельности общественных инспекторов по охране труда. Их в системе отраслевого профсоюза сегодня насчитывается почти 7 тысяч. Но важно не количество, а эффективность работы, отсутствие формализма, принципиальность, уровень компетентности. А в дальнейшем для предупреждения несчастных случаев на производстве необходимо руководствоваться принципами концепции «нулевого травматизма». Ее разработали специалисты Международной ассоциации социального обеспечения. Концепция предлагает семь «золотых правил», соблюдение которых будет содействовать снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
– Расскажите, какие нарушения чаще всего выявляла Правовая инспекция труда БелПрофТранса?
– Среди наиболее распространенных – задержка окончательного расчета при увольнении, отзывы из трудовых отпусков в случаях, когда это законодательством не допускается, превышение предельно допустимого количества часов сверхурочной работы и другие вопросы. Всего за отчетный период проведены проверки и мониторинги в 207 организациях, выявлено более 680 нарушений, нанимателям выдано 70 представлений, 91 рекомендация и 46 справок. Также отмечу, что помимо общественного контроля Правовая инспекция БелПрофТранса оказывает юридическую помощь членам профсоюза. За 3,5 года было рассмотрено 124 письменных обращения, дано 176 консультаций в ходе личного приема. Кроме того, по инициативе ФПБ для более активной защиты интересов работников правовые инспекторы труда нашего профсоюза совместно с председателями районных объединений и прокурорами ежемесячно проводят выездной прием граждан. Так, за отчетный период состоялось более 85 таких мероприятий, в ходе которых консультацию получили почти 300 человек.
– В конце января вступил в силу новый Трудовой кодекс, предусматривающий ряд существенных изменений для работников и нанимателей. Какие из них Вы считаете наиболее важными?
– Таких много, и на самом деле это тема для отдельной большой статьи. А в рамках этого интервью отмечу, что всего по инициативе Федерации профсоюзов Беларуси внесены более 40 предложений по изменению Трудового кодекса. Мы полагаем, что новая редакция документа позволит защитить работников на качественно новом уровне.
– Расскажите о взаимодействии с профсоюзами других стран.
– БелПрофТранс направляет много усилий на укрепление солидарности и единства действий отраслевых проф-
союзов разных стран. В ноябре 2019 года проведена встреча с официальной делегацией Всеобщего профсоюза работников наземного транспорта Египта, насчитывающего в своих рядах более 2 млн. членов. На ней было подписано соглашение о сотрудничестве. Представители БелПрофТранса постоянно принимают участие в заседаниях Советов и Исполкомов Международных объединений профсоюзов, а также в международных форумах, фестивалях и семинарах, проводимых международными организациями.
– Не остается вне поля зрения профсоюза культурно-массовая и спортивная работа?
– Безусловно. На высоком организационном уровне проводятся фестивали любительского художественного творчества, авторской и бардовской песни, конкурсы профессионального мастерства, а также торжественные вечера, праздничные концерты. Главным спортивным событием профсоюза является ежегодная Республиканская спартакиада среди структурных подразделений и организаций Минтранса, проходящая в два этапа по 11 видам спорта. В 2016 году сборная команда профсоюза заняла 2-е место в общекомандном зачете в 16-й Республиканской межотраслевой спартакиаде профсоюзов в Могилеве. Два года подряд (в 2017-м и 2018-м) Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций занимал 2-е место в Республиканском смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди членских организаций Федерации профсоюзов Беларуси. Столь высокое итоговое место является результатом тесного социального партнерства и сотрудничества между профсоюзными организациями и администрациями предприятий отрасли.
Особо отмечу Белорусскую железную дорогу, где хорошо поставлена культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа. На магистрали работают 6 культурно-спортивных центров, которые включают в себя 9 дворцов и домов культуры и 2 центра досуга. На их базе функционирует 240 клубных формирований (в том числе 180 коллективов любительского художественного творчества, из которых 44 имеют звания: «заслуженный» – 5, «образцовый» – 11, «народный» – 28). В них на постоянной основе занимается более 2 тыс. железнодорожников. На высоком организационном уровне проводятся фестивали – театрального искусства «Театральная весна», авторской и бардовской песни «Наполним музыкой сердца», народного творчества «Созвездие талантов», конкурсы профессионального мастерства «Вагонных дел мастера», «Мисс мастерство и очарование» и т. д. Коллективы любительского художественного творчества принимали активное участие в мероприятиях республиканского уровня: «Цветы Великой Победы», профсоюзном конкурсе «Новые имена Беларуси», фестивале «Не стареют душой ветераны», благотворительной акции «Наши дети» и многих других.
Кроме того, в настоящее время на Белорусской железной дороге функционируют 10 стадионов, 4 бассейна, 11 спортивных залов, 1 манеж, 9 тренажерных залов, а также плоскостные сооружения и другие спортивные площадки. На данных объектах организована работа 652 групп оздоровительной направленности, в которых постоянно занимается более 12 тыс. железнодорожников (18,26% от числа работников).
– Каковы приоритеты БелПрофТранса на текущий год?
– Мы будем работать по всем перечисленным выше направлениям. И не только. 2020 год для всех нас отмечен несколькими знаковыми событиями.
В стране пройдет важнейшая политическая кампания – выборы Президента Республики Беларусь, и профсоюзы, как самая массовая и авторитетная общественная организация, будут принимать самое непосредственное участие в этом. А также празднование 75-летия Великой Победы. И мы, конечно же, не останемся в стороне.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика