Октябрь
Ср
21
2020

В судьбе – Афганистан

Тема афганской войны до сих пор отзывается болью в сердцах многих белорусов. Среди железнодорожников тоже немало тех, кто выполнял свой интернациональный долг на этой горячей земле.

Игоря Гапу, старшего осмотрщика-ремонтника вагонов ПТО на станции Осиповичи в ряды Советской армии призвали в 1982 году. Курс молодого бойца он проходил в городе Острогожске Воронежской области, там же принял и военную присягу. В учебном подразделении парень получил специальность механика-водителя боевой машины и для прохождения дальнейшей службы был направлен в Афганистан.
Там он попал в одну из батарей зенитно-ракетного полка, который под Кандагаром прикрывал мотострелковую бригаду и аэродром. Спокойной обстановку в этом районе назвать было сложно: частые боевые тревоги, готовность в любую минуту открыть огонь в случае нарушения воздушной границы со стороны Пакистана.
Но самое сложное испытание выпало на долю рядового Игоря Гапы на втором году службы, когда в составе колонны он перегонял после ремонта свою боевую машину с зенитно-ракетной установкой по пустыне. Не один раз из укрытий душманы вели плотный обстрел, применяя гранатометы и крупнокалиберные пулеметы. Но они дошли…
– Там, на войне, я научился ценить дружбу и понимать, что такое взаимовыручка, – говорит Игорь Васильевич. – А еще узнал, насколько важны дисциплина и точное выполнение приказа, от этого часто зависят судьбы других людей. В таких ситуациях жизнь вообще многому учит.
Домой Игорь Гапа вернулся в мае 1984-го с медалью «От благодарного афганского народа» и знаком «Воину-интернационалисту». Афганский опыт пригодился нашему герою, когда его приняли водителем-милиционером в дежурную часть Осиповичского РОВД. В 1986 году он месяц нес службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и охранял от мародеров промышленные предприятия и жилые дома, оставленные людьми после эвакуации. За добросовестный труд старший сержант милиции Игорь Гапа не раз поощрялся руководством. Но судьбе было угодно сделать новый крутой поворот в жизни героя – и на этот раз в сторону магистрали.
После увольнения из милиции по сокращению штата в марте 2000 года Игорь Васильевич устроился в Осиповичское вагонное депо учеником слесаря по ремонту подвижного состава. И здесь армейская закалка тоже во многом помогла начинающему железнодорожнику. Приученный к труду и выносливости, он старательно учился и успешно сдал экзамены, получил 2-й рабочий разряд. Занимаясь ремонтом тормозного и автосцепного оборудования, выполняя замену колесных пар и целый ряд других обязанностей, Игорь Гапа постепенно набирался опыта, получил 3-й разряд, и его назначили осмотрщиком-ремонтником вагонов ПТО на станции Осиповичи.
– Я не имел права подвести людей, а самое главное – своих близких, – говорит собеседник. – Ориентиром для меня всегда были родители. Мой отец – почетный железнодорожник, работал составителем поездов, а мама 20 лет трудилась заливщицей в Минском вагонном депо. Дочь сейчас – начальник станции Осиповичи-2, ее муж – в вагонном депо. Да и моя жена имеет прямое отношение к дороге – она кухонный рабочий в санатории «Талька».
Спустя время герой публикации получил высший, 6-й рабочий разряд, и в 2010 году был отмечен Почетной грамотой Могилевского отделения. В 2013-м его назначили старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов, в подчинении которого находятся 19 человек.
Сегодня в смене Игоря Гапы все с полуслова понимают друг друга – это команда профессионалов, добросовестно и с душой выполняющих свое непростое дело. Железнодорожник по-настоящему гордится коллегами и с удовольствием отмечает лучших: Андрея Рябиченко, Владимира Слуку, Андрея Ковалькова, Григория Алексеева, Владимира Кришановича и других.
Игорь Васильевич также принимает активное участие в общественной жизни. С 1999-го по 2018-й был депутатом Протасевичского сельского совета, является старостой деревни Верейцы, откуда сам родом. Человек не просто состоялся как железнодорожник, но и стал примером для других: в 2018 году его фото было занесено на Доску почета вагонного депо, а в 2019-м Игорю Гапе была объявлена Благодарность начальника Белорусской железной дороги.

Георгий АЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика