Человек крепкой закалки
Быть ответственным за людей. Такого принципа всегда придерживается нынешний председатель ветеранской организации Брестского отряда Военизированной охраны Василий Бычковский. На протяжении 22 лет он возглавлял эту структуру, которая объединяла почти тысячу человек.
В 1942 году немецкие оккупанты расстреляли его отца за связь с партизанами, и мать осталась с четырьмя сыновьями на руках. Голодное послевоенное детство, тяжелый физический труд закалили характер Василия и научили брать на себя ответственность.
В 1955-м он поступил в железнодорожное училище № 7 в городе над Бугом, где получил профессию слесаря по ремонту вагонов. Трудился в вагонном депо Брест-Полесский и одновременно учился в вечерней школе. Армейскую службу проходил в авиационно-истребительном полку противовоздушной обороны Ленинградского военного округа.
После увольнения в запас вернулся в вагонное депо и поступил на заочное отделение БИИЖТа. В 1961 году ему предложили работу проводника в Брестском вагонном участке. Василий Александрович трудился на международных маршрутах – ездил на Магдебург, Шверин и Эрфурт. Эти поезда предназначались преимущественно для перевозок военнослужащих и членов их семей.
Получив диплом инженера-механика вагонного хозяйства, Василий Бычковский десять лет был начальником поезда Берлин – Шверин. Бригада из 16 человек оказалась молодой и дружной. Он помогал коллегам освоить профессиональные обязанности, щедро делился с ними опытом.
Летом 1976 года начальник Брестского отделения Леонид Щенников предложил герою публикации возглавить Брестский отряд Военизированной охраны. Освоиться на новом месте Василию Александровичу помогло обучение в Школе усовершенствования командного состава Военизированной охраны МПС СССР в подмосковном Пушкино. В структуру отряда на тот момент входили стрелково-пожарные команды на станциях Барановичи, Волковыск, Гродно, Горынь, Лунинец, Припять, Столбцы, стрелковые – на станциях Брест-Восточный и Брест-Северный.
В 1984-м Василий Бычковский был удостоен знака «Почетный железнодорожник». Он с благодарностью вспоминает в то время начальника отдела службы Военизированной охраны Михаила Салато, который не только строго спрашивал с молодых подчиненных, но и опекал их. В сложный период начала 1990-х годов штат Брестского отряда пополнили офицеры и прапорщики – в прошлом военнослужащие Вооруженных Сил Беларуси.
– В работе мы тесно взаимодействовали с подразделениями транспортной милиции и военной комендатурой Брестского гарнизона, – вспоминает ветеран. – Неоднократно приходилось задерживать расхитителей имущества железной дороги. Специальную группу с совмещением должности заместителя начальника стрелковой команды на станции Брест-Восточный тогда возглавлял Владимир Марчук, который сейчас руководит стрелковой командой на станции Брест-Восточный.
Василий Бычковский курировал строительство служебных помещений, а также популярных в Брестском отряде в 1980-е соревнования по пожарно-прикладному спорту с участием польских коллег-железнодорожников. После ухода на заслуженный отдых Василий Александрович продолжил трудиться, но уже в администрации Ленинского района Бреста, а затем в Брестском облисполкоме.
Ветеранскую организацию Брестского отряда Военизированной охраны Василий Бычковский возглавляет с 2007 года. Она объединяет 140 человек. Самые активные из них, по мнению героя публикации, его бывший заместитель, ветеран Великой Отечественной войны Петр Колпаков и в прошлом начальник стрелково-пожарной команды на станции Волковыск Александр Тофило.
Бывших работников отряда не забывают и поддерживают. большую помощь ветеранской организации оказывают начальники стрелковых команд в Бресте, Барановичах, Волковыске, Гродно, Лиде, Лунинце. Ежегодно ветеранов приглашают на День железнодорожника, различные конкурсы и концерты в Культурно-спортивный центр, а также узловые Дома культуры.
На таких мероприятиях бывшие коллеги всегда рады встретиться вновь, чтобы вспомнить былые времена и пообщаться.
Василий Александрович много внимания уделяет детям, внукам и правнукам. Он считает себя счастливым человеком и очень рад, что судьба привела его на Белорусскую магистраль. Ветеран гордится, что железнодорожные традиции семьи продолжает сын Михаил, работающий в Брестском вагонном участке.
Евгений ВОЛОСТНЫХ