Служить человеку труда
В столичном Дворце культуры и спорта железнодорожников прошел III Съезд Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя ФПБ Елена Манкевич, министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников Геннадий Косолапов, лидеры отраслевых профсоюзов других стран.
О деятельности организации отчитался ее председатель Николай Матюк. Он рассказал, что в минувшем году на всех уровнях успешно прошла отчетно-выборная кампания, и данный Съезд – ее завершение. Проинформировал и об изменении структуры БелПрофТранса, связанном с появлением шести областных организаций. «На обкомы мы возлагаем большие надежды и огромную ответственность», – подчеркнул выступающий. Продуктивным 2019-й стал и в плане создания новых первичек (111). Охват профсоюзным членством в отрасли по-прежнему остается весьма высоким: 95% среди работающих и 93,7% среди учащихся. Также Николай Николаевич рассказал о мониторинге выполнения положений Тарифного соглашения и коллективных договоров. На особом контроле – вопросы охраны труда. В качестве положительного примера продуктивного взаимодействия с нанимателем Николай Матюк привел взаимодействие с Белорусской железной дорогой, где осуществляется целенаправленная работа по улучшению условий и охраны труда. Также в своем выступлении он подробно остановился на деятельности Правовой инспекции труда БелПрофТранса, проинформировал об итогах финансовой, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Обращаясь к делегатам, напомнил: «Мы служим человеку труда, профсоюзному движению и должны защищать интересы членов профсоюза, отстаивать и укреплять позиции профсоюзов в обществе и нашей родной Беларуси. Решая проблемы людей, мы служим нашей Родине и государству!». В завершение Николай Матюк отметил, что 2020 год будет ознаменован несколькими знаковыми событиями. Это выборы Президента Республики Беларусь и празднование 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Профсоюзы, как самая массовая и авторитетная общественная организация, должны принять активное участие в их проведении.
Делегаты признали работу БелПрофТранса удовлетворительной, утвердили отчет ревизионной комиссии. О подготовке к VIII Съезду Федерации профсоюзов Беларуси, который состоится в конце февраля с участием главы государства, проинформировала заместитель председателя ФПБ Елена Манкевич. При этом она напомнила присутствующим, что их основные задачи остаются теми же:
«У нас с вами есть отработанные механизмы – Генеральное и Тарифное соглашения, коллективные договоры. Те нормы, которые содержатся во всех этих документах, направлены на то, чтобы обеспечить нашим работникам защиту, занятость и достойный уровень заработной платы». Елена Николаевна рассказала о формировании комиссии по внесению изменений в Генеральное соглашение – с учетом вступления в силу в январе 2020 года нового Трудового кодекса, заострила внимание на наиболее знаковых изменениях, заложенных в нем. Проинформировала о том, что в ближайшее время будет решена проблема задолженности нанимателя по отчислениям на профсоюзные взносы, рассказала о перспективах пересмотра отдельных норм Постановления Совета Министров № 774 (которым заработная плата привязана к производительности труда) в отношении работников, занятых в сфере пассажирских перевозок, где существуют наложенные государством ограничения на размер тарифа. Среди вопросов, требующих пристального внимания профсоюзов в ближайшую пятилетку, заместитель председателя ФПБ назвала дополнительное медицинское и пенсионное страхование, создание новых профсоюзных организаций, обучение кадров и т. д. Она также выступила с предложением избрать на должность председателя Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций Николая Матюка, а его заместителем – главу Минского профсоюзного обкома Наталью Русакович. Делегаты поддержали инициативу единогласно.
Поздравил с избранием лидера отраслевого профсоюза и его заместителя министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Он отметил, что Минтранс проводит тесную работу с БелПрофТрансом в рамках социального партнерства. В фокусе внимания – вопросы охраны труда, техники безопасности, соблюдения трудового законодательства. Алексей Николаевич напомнил, что с февраля прошлого года действует Тарифное соглашение на 2019 – 2021 годы, в котором закреплены основные принципы социального партнерства, установлены минимальные трудовые и социально-экономические гарантии для работников транспортного комплекса.
«В нашем совместном документе мы признали, что развитие и укрепление экономического потенциала являются основой повышения благосостояния работников отрасли. И поставили цель: совместными усилиями добиваться важнейших параметров социально-экономического развития», – подчеркнул министр. По его словам, в транспортном комплексе Беларуси сегодня функционирует более 11 тыс. организаций различной формы собственности, порядка 34 тыс. ИП. В этой сфере трудится 7% всех занятых в экономике страны. Транспортный комплекс обеспечивает потребность республики и ее населения в перевозках, вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие, производит порядка 6% ВВП. «Наши усилия концентрируются на совершенствовании условий функционирования транспорта, развитии его инфраструктуры, обеспечении целей устойчивого развития страны и выполнении доведенных показателей», – заявил Алексей Николаевич. В завершение он отметил, что только объединив усилия организаций различных форм собственности, ИП, госструктур всех уровней, деловых кругов, отраслевого профсоюза, а также обеспечив баланс ответственности каждого за выполнение своих обязанностей можно достичь запланированных результатов. Важнейшей ролью профсоюза, по мнению министра, должно стать поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективах, а также гарантированный безопасный труд для каждого работника. «Наше сотрудничество я оцениваю положительно, поэтому считаю необходимым продолжить работу по созданию первичных профсоюзных организаций в системе Минтранса и гарантирую поддержку в этом и других вопросах», – подытожил Алексей Авраменко.
В том, что белорусские транспортники остаются самыми сплоченными и авторитетными профсоюзами на постсоветском пространстве, убежден председатель Московского городского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Александр Шуриков. С ним согласен генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников Геннадий Косолапов (на фото), который добавил, что БелПрофТранс является знаковой организацией Конфедерации, одной из важнейших опор ее фундамента. По его мнению, в белорусской отрасли создана одна из лучших в странах СНГ систем социальной защиты работников. Конструктивное взаимодействие
с нанимателями обеспечивает социальную стабильность коллективов, позитивные решения вопросов оплаты и условий труда. Геннадий Николаевич рассказал о работе МКПЖ, отметив, что сотрудничество с Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества позволило заложить основы социального диалога на межгосударственном уровне и принять целый ряд соглашений, ежегодно предоставляющих дополнительные гарантии железнодорожникам и ветеранам отрасли. Он также напомнил о предстоящем праздновании в этом году 115-летия образования профсоюзов в большинстве стран СНГ.
Успешной работы участникам съезда пожелал и гость из Турции – генеральный секретарь Международной евроазиатской федерации металлистов Исмаил Дурсун. Делегаты приняли программу деятельности БелПрофТранса на 2020 – 2025 годы, избрали своих представителей на VIII Съезд ФПБ (среди них – начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов), рассмотрели ряд других рабочих вопросов. Завершилось мероприятие церемонией награждения активистов.
Инга МИНДАЛЁВА