Декабрь
Вт
01
2020

Быть открытой людям

Когда речь заходит о Дне защитников Отечества, ветеран станции Витебск Зинаида Михайловна Ковша в первую очередь вспоминает отца-фронтовика: почетный железнодорожник, он прошел войну в качестве машиниста колонны паровозов особого резерва.

О Михаиле Владимировиче дочь рассказывает с гордостью. Стойко преодолевать трудности, быть требовательной к себе – он многому ее научил. 24 февраля нынешнего года Зинаида Михайловна отметит солидную дату – 95 лет!
Хотя верится в это с трудом: она полна бодрости и оптимизма, имеет великолепную память. «Вот снимок 1917 года, на нем мой отец-машинист с помощником на фоне паровоза. А здесь родители в годовщину бракосочетания», – бережно перелистывает страницы семейного альбома Зинаида Михайловна. За каждым архивным фотодокументом – теплые воспоминания. С трепетом смотрит ветеран на свое свадебное фото, сделанное в харьковском ЗАГСе с подписью «27 апреля 1950 года». «Мы с Николаем спешили расписаться до мая, чтобы не маяться», – замечает с улыбкой женщина. Вместе супруги прожили 54 года…
Родилась героиня публикации на карельской земле – в городе Кемь. Долгое время работал на магистрали не только ее отец, но и дедушка. Сама же собеседница о том, что продолжит династию, сначала не задумывалась: мечтала стать хирургом. «Во время Великой Отечественной войны мы с мамой и двумя младшими братьями были в эвакуации в Алма-Ате. Там я окончила школу и первый курс мединститута», – вспоминает Зинаида Михайловна.
Но получить высшее медицинское образование ей так и не удалось: в 1944-м семья перебралась в Ворожбу (Украина), где жил дедушка. Мама девушки не хотела, чтобы дочь училась вдали от дома, поэтому настояла на совместном переезде.
По совету отца Зина устроилась на станцию Ворожба учетчиком воинского транспорта. В победном 1945-м поступила в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Здесь не только получила специальность движенца, но и познакомилась с будущим супругом – Николай Ковша учился с ней в одной группе.
В 1950-м молодые люди после студенческой свадьбы уехали по распределению на станцию Витебск. Зинаида сначала трудилась старшим весовщиком, затем товарным кассиром, ее муж – дежурным по путям, дежурным по станции, маневровым диспетчером, заместителем начальника станции. В 1952 году Зинаида Михайловна возглавила товарную контору станции, а Николай Лукич двумя годами позже – и коллектив станции. В 1959-м он перешел в аппарат Витебского отделения, трудился на руководящих должностях. На протяжении 16 лет возглавлял Витебское отделение. Всего Белорусской железной дороге Николай Ковша был предан более полувека.
Свыше 10 лет в аппарате Витебского отделения на инженерных должностях отработала и его жена. Год Зинаида Михайловна была начальником витебского вокзала, после чего 16 лет возглавляла товарную контору станции Витебск. Выйдя на заслуженный отдых, она непродолжительное время была оператором вычислительных машин в машинно-счетной станции. Супруг нередко называл Зинаиду Михайловну «комиссаром»: от домочадцев хозяйка всегда требовала порядка. «Она и сегодня у нас командир», – с улыбкой говорит дочь Наталья.
Зинаида Михайловна любила свою работу, всегда старалась качественно ее выполнять. Находила собеседница время и для самодеятельности – выступала в хоре местного ДКЖ.
Зинаида Ковша вместе с мужем воспитали сына Валерия и дочь Наталью. Они тоже стали железнодорожниками: Валерий Николаевич трудился в Витебской дистанции сигнализации и связи, а его сестра – в отделе материально-технического снабжения. Сегодня ее супруг работает в КСЦ Витебского отделения. Всего семейная династия насчитывает семь представителей с суммарным стажем более 230 лет.
Свою значимую дату Зинаида Ковша встретит в окружении родных. Поздравить ветерана придут и работники станции, которой она посвятила свыше четырех десятков лет. По мнению ветерана, секрет долголетия прост: «Не хитрить, не мудрить, быть открытой людям и не терять контакта с близкими».

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика