Родине служить – и этим дорожить
Не зря говорят: «Мужчинам форма всегда к лицу». И особенно – военная. Армия каждого учит по-иному относиться к жизни, к себе, к окружающему миру. И как-то незаметно вчерашние школьники и студенты становятся настоящими мужчинами – теми, на кого всегда можно положиться, кто всегда защитит. Герои нашей сегодняшней публикации – именно из таких. Спустя годы (а порой десятилетия) они с теплотой вспоминают армейские будни…
Председатель Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Виктор Михайлович Какора срочную службу проходил с 1980-го по 1982 год в Заполярье, на Кольском полуострове (поселок Алакуртти Мурманской области), в танковых войсках. Уволился в запас в звании старшины.
– Вообще-то в ДОСААФе меня в десантники готовили, – рассказывает председатель Дорпрофсожа. – Была раньше такая практика. Я даже три прыжка с парашютом сделал. Но когда пришло время призыва, определили в танкисты. Полгода в учебке, где получил специальность командира плавающего танка, и – на Север. Условия там были суровые: зимой температура воздуха опускалась до минус 40 градусов Цельсия и ниже. Узнал, что такое полярная ночь и полярный день. Увидел северное сияние во всем его великолепии.
Из-за нехватки офицеров Виктора Какору (на то время старшего сержанта) назначили исполняющим обязанности командира взвода. Завоевать авторитет у солдат было непросто. Но опыт работы с людьми пригодился ему в дальнейшем.
– На момент моего призыва мама лежала в больнице, поэтому я мог бы получить отсрочку, хотя за ней было кому присмотреть (отец, сестры и брат), – поясняет Виктор Михайлович. – Но на семейном совете решили: в армию все равно идти надо, так зачем откладывать? О том, чтобы «откосить», не было и речи. Даже мысли подобной не возникало. Такое было время и воспитание.
Почетный железнодорожник Вячеслав Федорович Абрамов (в 2003 – 2007-м – заместитель начальника Белорусской железной дороги) был призван в армию в 1964-м. Служил в Восточной Германии (город Нойруппин) в составе разведывательного батальона в роте глубинной разведки.
Помимо общей военной подготовки проходил и специальную (научился пользоваться переносной радиостанцией, фотоаппаратом, освоил приемы боевых единоборств и т. д.). Уволился в запас в звании старшего сержанта. Одним из самых ярких моментов этого периода называет встречу с первой в мире женщиной-космонавтом, Героем Советского Союза Валентиной Терешковой, которая посетила их часть в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета СССР.
Вячеслав Федорович родился в победном 1945-м, его дед и отец – фронтовики: отец в Великую Отечественную был отмечен орденом Красной Звезды и другими боевыми наградами, дед – Георгиевским крестом в Первую мировую. Два его сына погибли, защищая Родину. Поэтому для Вячеслава Федоровича и его семьи 23 февраля, как и 9 Мая – особые праздники.
– Я считаю, что каждый человек, достигший призывного возраста, должен отслужить в армии, – отмечает Вячеслав Абрамов. – Я выработал в себе такие качества, как дисциплина, взаимовыручка. На службе научился быть частью коллектива, сохранять хладнокровие даже в самых трудных ситуациях. Все это помогло мне в дальнейшем и в учебе, и в работе.
Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Александрович Гимро был призван в армию в мае 1982 года после окончания оршанского отраслевого техникума.
Первые полгода служил в учебном подразделении саперных войск в городе Тапа (Эстония). Этот период ему запомнился особенно ярко, поскольку обогатил интересными знаниями и навыками, научил внимательности, осторожности, помог стать выносливым. Больше всего молодого солдата впечатлили занятия по минно-подрывному делу, где его учили не только устанавливать мины и их обезвреживать, но также использовать специальную военную инженерную технику – БТМ (быстроходную траншейную машину), МДК (машину для отрывки котлованов), путепрокладчик БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче).
В ноябре 1982-го Юрий Гимро был отправлен в группу советских войск в Восточной Германии. Службу проходил в городе Вердере в 35 километрах от Берлина.
– Это были суровые солдатские будни: строевая подготовка, учения, выезды на полигоны, марш-броски, – вспоминает руководитель службы. – По субботам и воскресеньям – спортивные праздники. В нашей роте было всего двое белорусов, зато много узбеков, таджиков, казахов, чеченцев, армян, украинцев и представителей других национальностей. Однако никаких конфликтов на нацио-нальной или религиозной почве не возникало. Дедовщины не было. Оглядываясь назад, могу констатировать, что армия научила меня не пасовать перед трудностями, не искать оправданий, а находить решения поставленных задач.
Почетный железнодорожник, в прошлом – главный ревизор по безопасности движения поездов Белорусской магистрали Николай Алексеевич Дыщенко с 1964-го по 1967 год служил на Дальнем Востоке.
Причем в особых условиях – в отдельной железнодорожной роте ракетных войск. Местом дислокации была специальная станция в Амурской области со своим депо и подвижным составом. И у каждого солдата была железнодорожная специализация. Николай Алексеевич до призыва в армию получил профильное образование в Орше и работал на станции Вагай, расположенной на главном ходу Транссиба, что на участке Тюмень – Ишим. Поэтому во время службы он был дежурным по станции, а затем и ее начальником. Постепенно «росли» и воинские звания, – от рядового до старшины.
– Условия службы были очень суровыми: зимой стояли лютые морозы. Видимо, не зря соседнюю железнодорожную станцию назвали Ледяной, – вспоминает Николай Дыщенко. – Этот период повлиял на всю мою последующую жизнь. Я получил ценный профессиональный опыт, закалил характер, стал еще более ответственным, дисциплинированным. С теплом вспоминаю и сослуживцев, с которыми мы вместе преодолевали трудности и радовались успехам.
Дисциплине и высокой самоорганизации научила армия начальника службы локомотивного хозяйства Дмитрия Петровича Гольнева. После призыва в 1995 году он попал в 103-ю Витебскую отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду.
Уволился в запас сержантом, с должности заместителя командира взвода. Признается, что первые три месяца было особенно сложно: приходилось привыкать к армейской дисциплине, ежедневно, при любой погоде заниматься физической и строевой подготовкой.
– Самые яркие моменты – прыжки с парашютом, – вспоминает Дмитрий Петрович. – Особенно секунды свободного падения, когда купол еще не успел раскрыться. Готовились к прыжкам основательно: примерно полтора месяца на тренажерах до мелочей отрабатывали каждое движение, учились правильно группироваться при приземлении и моделировали нештатные ситуации.
Армейская закалка помогает и в работе. На магистрали важно быть собранным, дисциплинированным, уметь быстро и четко действовать в любых условиях.