Подготовка – на уровне!
Лучшего спасателя-пожарного среди работников пожарных аварийно-спасательных поездов (ПАСП) Белорусской железной дороги определили на конкурсе в Барановичах.
В нем приняли участие представители ПАСП всех отделений, чей стаж работы по специальности – не менее пяти лет – это обязательное требование. Оценивала уровень теоретических знаний и практической подготовки комиссия во главе с заместителем начальника общетехнической службы Управления дороги Валерием Акуликом.
– Сегодня на Белорусской дислоцируются 18 пожарных поездов. В конкурсе участвуют лучшие их работники, которые всегда демонстрируют высокий уровень. Что неудивительно, ведь они постоянно оттачивают свой профессионализм.
А данный конкурс помогает совершенствовать навыки, – отметил Валерий Михайлович. – В минувшем году развернулась напряженная борьба за лидерство между спасателями-пожарными Евгением Агафоновым (Гомель), который и стал победителем соревнований, и Кириллом Пашковским (Калинковичи). Я думаю, что и в этот раз нас ожидает упорное сражение между участниками, так как каждый – уже лидер на своем пожарном поезде и должен достойно его представить.
Конкурс проходил в два этапа. На первом (теоретическом), по информации старшего дорожного инспектора по пожарной безопасности общетехнической службы Олега Новикова, каждый участник за 15 минут должен ответить на 16 вопросов двух билетов. Какие-то содержали несколько правильных вариантов ответа, в других – нужно было применить формулы и решить задачу. К слову, два билета – нововведение нынешнего конкурса.
…Из каких этапов состоит боевое развертывание, как часто должны проходить проверку манометры РА-90 (92), что означает звуковой сигнал тревоги (один длинный и два коротких), подаваемый тяговым или моторвагонным железнодорожным транспортом, при каком давлении срабатывает предохранительный клапан редуктора дыхательного аппарата РА-90 – первая шестерка конкурсантов уже внимательно вчитывается в вопросы. Времени на раскачку особо нет, необходимо уложиться в отведенные минуты и успеть выполнить задание.
– Для того, чтобы спасатель-пожарный смог вовремя покинуть непригодную для дыхания среду, он должен знать остаточное давление воздуха. Для расчета есть специальные формулы, они и являются ключом к решению, – рассказывает Виктор Юрахно из Волковыска, который одним из первых справился с теоретическим этапом. В пожарном поезде железнодорожник с 1995 года, в конкурсе профессионального мастерства участвует не впервые, был его призером. – Что касается вопросов, попадались и каверзные. Например, один из вариантов гласил, что все ответы правильные. Это вводит в заблуждение, ведь на самом деле верно только одно утверждение. А в целом задания несложные, все касаются нашей повседневной работы.
Отмечает это и Владимир Жук из Лунинца, который справился с билетами до истечения отведенных 15 минут, а также его коллега Сергей Деревянко (Барбаров). К слову, Сергея Александровича увеличение количества вопросов, в частности, по газодымозащитной службе, порадовало. Ведь это помогает закреплять теоретические знания и совершенствовать профессиональную подготовку. А стаж у мужчины приличный – более 18 лет.
Тем временем первый этап конкурса подошел к завершению. Комиссия проверила ответы на билеты. Можно приступать к практике. «Теплоотражательный костюм (ТОК-200) надеть!» – дает команду старший инспектор Олег Новиков спасателю-пожарному Виктору Звежинскому (Минск). Он первым приступает к выполнению задания и менее чем через 80 секунд уже докладывает о готовности. Но скорость выполнения – еще не все.
– На какую одежду надевается ТОК-200? – приступает к устному опросу участника комиссия.
– На боевую, – без запинки выдает Виктор Звежинский.
– Какой температурный режим выдерживает данный теплоотражательный костюм и какое время?
– 200 градусов и 16 минут, – снова правильный ответ.
На остальные вопросы Виктор Иванович также от+вечает быстро и четко. На пожарном аварийно-спасательном поезде он трудится девять лет, до этого три десятилетия работал в МЧС, как и его братья. Забегая вперед, отметим, что Виктор Звежинский и его коллега из Барановичей Сергей Галань получили наивысшую оценку во время практического этапа – 5 баллов. При этом Сергей Васильевич не только блестяще справился с вопросами комиссии, но и сам задавал уточняющие, давал развернутые комментарии своим действиям. В ПАСП он всего пять лет, до этого 26 был в МЧС, занимается прикладным пожарным спортом, имеет звание мастера спорта. Главная цель его участия в конкурсе профессионального мастерства – достойно представить свое подразделение, не подвести коллектив.
К этому стремится и Сергей Кузьмин (Могилев), показавший один из высоких результатов по практике. Ему предстояло провести проверку и подключить аппарат защиты органов дыхания. Правда, в отличие от своего тезки и коллеги, в состязании он не новичок, был и лучшим спасателем-пожарным. В этой профессии уже 20 лет, работу свою любит. Отмечает, что повезло с коллегами: они вместе занимаются альпинизмом, ходят в горы.
…И вот последний участник завершает второй этап конкурса. Кто-то с ним справился легко и уверенно, кто-то –
с волнением. Позади остались основные узлы и детали аппарата защиты органов дыхания, боевая проверка, ликвидация аварийной ситуации, вязание двойной спасательной петли и многое другое – комиссия подводит итоги.
Финал испытаний таков: по сумме набранных баллов в лидеры вышел работник ПАСП на станции Калинковичи Кирилл Пашковский. Он такую проверку проходил уже в четвертый раз. В первом конкурсе одержал победу, на следующих двух занимал вторые места, и в нынешнем году вновь подтвердил свое мастерство.
– Победе рад, однако максимально не продемонстрировал все, что мог, – отмечает Кирилл Пашковский. В ПАСП на станции Калинковичи он десятый год. – К конкурсу, конечно, готовился основательно, внимательно перечитывал имеющийся теоретический материал. Вообще, считаю, что залог победы заключается в постоянном учении, тренировках и совершенствовании своих знаний.
Немного отстал от победителя по баллам представитель Минска Виктор Звежинский. Третье место разделили между собой Сергей Галань (Барановичи) и Виктор Юрахно (Волковыск).
Анастасия
МЕЛЕХОВА