Ноябрь
Пн
30
2020

Изящество и сила

Среди любителей истории железной дороги, наверное, не найдется человека, кто не слышал бы о паровозе серии К и Ку («кукушка»). Март в корпоративном календаре Белорусской железной дороги представляет именно этот трудяга, выпускавшийся с 1907-го по 1914 год.

Такую характеристику он заслужил по праву. По существовавшим в Российской империи нормативам срок службы паровоза составлял 35 – 40 лет. «Кукушки» значительно превышали его. Так, на участке Москва – Рязань они работали до октября 1958 года, а на одной из подмосковных ветвей – и вовсе до середины 60-х.
К началу ХХ века «неторопливость» поездов была проблемой железных дорог России: средняя скорость пассажирских составляла всего 45 км/ч. В то время как в Англии она достигала 86 км/ч, в США и Франции – 85 км/ч. Кроме того, стремительный рост пассажирооборота привел к увеличению среднего веса поездов. Действовавшие тогда паровозы серий З и Ж оказались слабыми, в первую очередь для Московско-Казанской железной дороги, в частности, для участка Рязань – Рузаевка. Там был необходим мощный локомотив, способный вести тяжелые пассажирские поезда со скоростью до 100 км/ч, но простой в ремонте и эксплуатации. Эти обстоятельства побудили руководство Московско-Казанской дороги заказать новый, более мощный пассажирский паровоз типа 2-3-0, приспособленный к угольному отоплению. Последнее потребовало увеличения площади колосниковой решетки и, как следствие, выноса топки над рамой. Такая технология была применена впервые в российском паровозостроении.
Проект новой машины разработали конструктор Коломенского завода Константин Сушкин и инженер Егор Нольтейн. За основу был взят паровоз серии З – лучший локомотив начала века. Это был классический пассажирский паровоз той эпохи. Он имел двухосную бегунковую тележку и три движущиеся оси. Однако его мощности было недостаточно. Видя этот недостаток, авторы пошли на беспрецедентный для того времени шаг: подняли ось котла более чем на три метра над рельсами. Это позволило установить на паровозе мощный котел с большой и широкой топкой, пригодной для любого вида топлива. Данная особенность придала новому паровозу необыкновенную и невиданную на то время стройность и изящество.
Первые такие паровозы были выпущены весной 1907-го, а к концу года по Московско-Казанской и Московско-Киево-Воронежской железным дорогам «бегало» уже 20 машин. Им была присвоена серия К – в честь завода-разработчика – Коломенский.
На ходовых испытаниях были достигнуты неплохие результаты: скорость до 90 – 100 км/ч, мощность – 700 л. с.
Так как нагрузка от колесных пар у первых паровозов серии К оказалась несколько выше проектной и доходила
до 16 тонн/ось, Московско-Казанская железная дорога не смогла сразу их использовать на участке Рязань – Рузаевка, потому что здесь имелись мосты недостаточной прочности. В течение года паровозы серий К и Ж параллельно обслуживали пассажирские поезда на легком по профилю участке Москва – Рязань.
Учитывая заинтересованность ряда железных дорог, Коломенский завод внес в конструкцию паровоза изменения: они коснулись снижения нагрузки и общего усовершенствования. В 1908 году пересмотренный проект был утвержден комиссией подвижного состава и тяги Министерства путей сообщения. Такие машины строились на протяжении 1909 – 1910 годов, имели общую массу 72 тонны, что позволило им обслуживать участки с неусиленными мостами. Паровозы удовлетворительно работали при скоростях 80 – 90 км/ч, но диаметр колес (1700 мм) был мал, также не хватало мощности котла. Они выпускались до 1912 года. Всего с 1907-го было построено 145 машин, в том числе Путиловским заводом – 39, Коломенским – 104 и две – мастерскими Московско-Казанской железной дороги.
В то время между предприятиями страны шла ожесточенная борьба за заказы, и у паровоза серии К вскоре появились конкуренты. В 1906 году на рельсы встала машина серии Б, созданная на Брянском заводе. На испытаниях она развила мощность 920 л. с. и скорость 120 км/ч! Однако этот паровоз оказался весьма капризным в эксплуатации: тяготел к дорогостоящему виду топлива – сырой нефти.
Появление в 1910 году паровоза серии С (Сормовского завода) положило конец соревнованиям между сериями Б и К. «Сормовский» был столь же стройным, как и «коломенский», но имел совершенно иную осевую формулу (1-3-1). Это позволило установить на нем еще более мощный котел, работающий от любого вида топлива. Паровоз серии С развивал мощность 1,2 тыс. л. с. и скорость до 125 км/ч, что способствовало его популярности на железных дорогах. Казалось бы, «сормовский» не оставил «коломенскому» ни единого шанса. Но не тут-то было….
В 1911 году конструкторы последнего задумались об усовершенствовании своего локомотива. Тем более что заказчики «коломенских» паровозов начали жаловаться: недостаточно быстроходны, они с трудом развивают обещанные 100 км/ч! Проект серии К пересмотрели. Его котел и топка достигли предельных размеров для паровоза-«десятиколесника», а диаметр колес увеличился до двух метров, что сделало эту машину еще более изящной и стремительной. Министерство путей сообщения присвоило этому паровозу серию Ку («коломенский усиленный»). Именно эта дополнительная характеристика и послужила основанием для прозвища «кукушка», которое впоследствии распространялось на все паровозы серии К.
Испытания показали: локомотив Ку имеет мощность 1,1 тыс. л. с. и развивает скорость до 130 км/ч, его КПД – 9,6%. В 1912-м паровоз Ку представил российское паровозостроение на международных выставках в Буэнос-Айресе и Турине. На обеих Коломенский завод получил за него большую премию. И хотя заказчиком Ку была Московско-Казанская дорога, в 1913 году их можно было видеть и на линиях Санкт-Петербург – Варшава и Санкт-Петербург – Москва. На первой «коломенские усиленные» применили для «Норд-экспресса» сообщением Париж – Санкт-Петербург. Разгоняя состав до 130 км/ч, он успешно конкурировал с паровозами серии С. Но особенно жесткое противостояние у паровоза Ку было с соперником на линии Москва – Санкт-Петербург. Так, на скоростных состязаниях в декабре 1913-го «сормовский» прошел 650 км за 7 час. 59 мин., «кукушка» – за 8 часов. Результат был весьма красноречив: счет шел на минуты…
Начало Первой мировой войны остановило выпуск паровозов серии К. В первые годы советской власти предпочтение было отдано пассажирским составам из 14 – 16 вагонов. Такие поезда стали непосильными для паровозов серии Ку. «Кукушки» постепенно оттеснились. Вдали от магистральных линий они продолжали водить пассажирские составы небольшого веса. Относительно неглубокая топка этих машин не требовала от работавших на них кочегаров и помощников машиниста большой физической силы. Из-за этой особенности именно на «кукушках» зародилось движение женских паровозных бригад. Так, первая в СССР женщина-машинист Зинаида Троицкая начинала свою трудовую деятельность с того, что бросала в топку уголь на паровозе Ку
К началу войны паровозы серии Ку значились как безнадежно устаревшие, и их отправили на Дальний Восток, на второстепенные линии Сибири. Но во время Великой Отечественной «кукушкам» пришлось вернуться в строй, где они работали наравне с остальными железными собратьями: из далекой глубинки водили воинские эшелоны к линии фронта со скоростью экспрессов.
В период с 1907-го по 1914 год было построено около 200 паровозов серии К и 39 серии Ку. К сожалению, ни одного из них не сохранилось. Такие локомотивы можно увидеть лишь на кадрах кинохроники. Были эти машины любимы и «вождями». Вот малоизвестный факт: по одну сторону фронта паровозы серии К водили личный поезд адмирала Колчака, по другую – состав Льва Троцкого…

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика