Январь
Чт
21
2021

Самое главное в жизни

Увидеть интерьеры дворца князя Потемкина, узнать историю первой в городе почтовой станции и услышать легенду о Черном озере… Тех, кто побывает в Кричеве и одноименном районе, ждет много интересного.

Существует немало версий происхождения названия этого города, расположенного на востоке Могилевской области. По одной из них, топоним «Кричев» образовался от слова «крица» – так называли болотную железную руду, которой было много в этих окрестностях. По другой гипотезе, много веков назад живописную территорию облюбовали кривичи, на месте их поселения и возник город, изначально именовавшийся Кривичев. Впрочем, эта земля окутана разными легендами, и порой непросто отделить правду от вымысла…
Первое письменное свидетельство о Кричеве относится к 1136 году. Тогда он (под названием Кречут) упоминался в числе городов, плативших дань смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу. В первой половине XIV века населенный пункт перешел под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году вошло в состав Великого княжества Литовского. В конце XV века Кричев стал центром одноименной волости. В 1633-м он получил Магдебургское право, был создан городской магистрат. Нашествие шведов в 1708-м нанесло большой урон: из 500 домов осталось лишь 200.
В первой половине XVIII века Кричевщиной владел князь Иероним Радзивилл. В 1743 – 1744 годах здесь произошло восстание под руководством Василия Ващилы, которое подавили присланные князем Радзивиллом войска. Современник писал: «Кричев весь тогда обагрен был кровью, и расставленные по всем улицам на правом берегу реки Сож виселицы и колья через несколько дней грозное и страшное представляли зрелище».
К моменту первого раздела Речи Посполитой в 1772 году владельцем Кричева был надворный маршалок великий коронный граф Михаил Мнишек. Он отказался принять присягу на верность императрице Екатерине II, и она подарила эти земли князю Григорию Потемкину. Хоть он и владел Кричевом недолго, но привнес глобальные перемены. Чего только стоит строительство судоверфи! С ее стапелей спускались корабли, которые через Днепр выходили к Черному морю. Первой в 1786-м стала яхта «Десна», затем еще 23 парусных и весельных судна. С 1787-го эта флотилия вошла в состав Черноморского флота. Также в городе возвели два кожевенных и столько же стекольных заводов, а еще винокуренный, меднолитейный, канатную мануфактуру… В деревне Вороново граф основал крупный завод, который производил до миллиона кирпичей в год. В 1787-м Потемкин продал Кричевское староство с дворцом за 900 тыс. польских злотых Яну Голынскому. Род Голынских владел староством 130 лет – до 1917-го.
В 1880-м в волостном центре проживало около 5 тыс. человек, существовало народное училище, было 7 каменных и 754 деревянных дома, 71 торговая лавка, шесть церквей, костел, две синагоги. В ноябре 1917-го сюда пришла советская власть. Началось строительство новой жизни. Летом 1924-го был образован Кричевский район Калинковичского округа, а в июне 1927-го он включен в Могилевский округ. В довоенное время здесь возвели несколько промышленных предприятий, в том числе цементный завод, открыли автобусное движение. В 1931 году местечко Кричев получило статус города.
Во время войны эта земля была оккупирована немецкими захватчиками. 17 июля 1941-го части Красной армии под натиском фашистских войск оставили Кричев, однако в его окрестностях бои продолжались до середины августа. С самого начала Великой Отечественной здесь действовало Кричевское антифашистское подполье, его участники вели агитацию среди населения, распространяли сводки Совинформбюро и листовки, добывали для партизан оружие и боеприпасы, сведения о дислокации войск противника, а также организовывали побеги военнопленных, не допускали отправки молодежи в Германию. Большую работу вели подпольщики и в железнодорожном узле. Патриоты срывали ремонт паровозов, проводили диверсии. В 1943 году заминировали два вражеских локомотива, которые направлялись на фронт. Один из них взорвался недалеко от станции Климовичи, другой – возле действовавшей в те годы станции Журбин. В сентябре 1943-го Кричев освободили от оккупантов. Он стал первым белорусским городом, имя которого присвоили воинским частям. Война оставила тяжелый след: в Кричеве оказалось только 32 неразрушенных дома из 929 и лишь 860 жителей.
Затронула война и семью помощника машиниста локомотивного депо Кричев Алексея Стародынова:
– Бабушка часто вспоминала, как в ее деревню пришли немцы и сожгли дом. А прадед, который ушел на фронт, пропал без вести. Мы так и не узнали, где он покоится.
Своей малой родиной Алексей Анатольевич считает деревню Малятичи, расположенную в 20 километрах от Кричева. Там прошли его детские и юношеские годы.
– Как и другие семьи, мы вели хозяйство: держали коров, свиней, кур… Был и свой огород. Я, мой старший брат и сестра помогали родителям. Отец был трактористом и комбайнером, работал в поле. К сожалению, он уже ушел из жизни, сейчас в Малятичах живет наша мама.
После окончания средней школы Алексей Стародынов поступил по направлению в гомельский лицей железнодорожного транспорта. Получил диплом и вернулся в Кричев, уже семь лет работает помощником машиниста.
В семье есть еще один железнодорожник – старший брат Сергей Анатольевич трудится в Минской дистанции пути.
Стальная магистраль для Кричева играет большую роль. Первый поезд с паровозом серии Ов прибыл сюда в 1921 году.
1 декабря 1923-го начала действовать линия от Унечи до Орши, тогда же открыли станцию Кричев. Местный железнодорожный вокзал – одно из красивейших сооружений в городе. Это отмечает каждый, кто впервые оказывается в районном центре. Безусловно, здесь есть что посмотреть. К примеру, уже упоминавшийся дворец графа Потемкина. Когда-то тут устраивали балы, в советские времена размещалась школа. Реставрацию дворца завершили в 2008-м, с тех пор он открыт для посетителей. Сегодня там работают Кричевский краеведческий музей и ЗАГС. Среди экспонатов – находки с археологических раскопок Кричевского замка, книга Симеона Полоцкого «Обед душевный», колокол 1748 года, отлитый в Кричеве, фрагмент двуручного меча из Кричевского замка, медное ядро 1708 года с места боя около деревни Доброе и другое. Сохранилось в городе и здание почтовой станции, построенное в середине XIX века. Здесь содержали 10 ездовых лошадей, и обслуживала она дорогу Москва – Брест – Варшава. Памятником археологии являются городища Городец и Замковая гора.
Одно из самых красивых мест в окрестностях города – Черное озеро. Свое название оно получило из-за большой глубины, поэтому вода здесь кажется черной. Но она на самом деле чистая, ведь со дна бьют ключи. С происхождением водоема связана легенда, которая повествует о любви дочери князя и сына кухарки. Узнав, что девушку собираются насильно выдать замуж, влюбленные решили бежать. Когда пару настигли слуги, княгиня упала без сил на землю, и на том месте засеребрилось волнами озеро. А ее возлюбленный превратился в могучий дуб, который склонил свои ветви, словно руки, над водой. Расскажут гостям региона и о Екатерининском пути. В январе 1787-го во время поездки по новым губерниям императрица Екатерина II навестила Кричев и Кричевское староство. Сегодня вдоль этой дороги посажены березы, заболоченные места выложены камнями. Фрагмент пути от деревни Сетное до деревни Горки сохранился с тех пор более отчетливо…

Маневровый диспетчер станции Кричев Владимир Шутов

Историю родного края хорошо знает маневровый диспетчер станции Кричев Владимир Шутов. Он родился в Кричеве в 1972 году, его родители – уроженцы соседнего Мстиславского района. Отец Владимира Алексеевича – почетный железнодорожник.
– Мы жили недалеко от стальной магистрали, буквально в нескольких сотнях метров, – вспоминает собеседник. – С дорогой связаны мои самые лучшие воспоминания. После окончания школы я отслужил в армии в городе Горьком (теперь это Нижний Новгород в России), вернулся на родину и устроился на железную дорогу. Работал на маневровой вышке, затем регулировщиком скорости движения вагонов на сортировочной горке, составителем поездов. Окончил отраслевой колледж в Орше, последние годы тружусь маневровым диспетчером. Многие мои одноклассники также стали железнодорожниками, они работают на станциях отделения – Климовичах, Коммунарах… Так что при встрече нам есть о чем поговорить, что вспомнить.
Владимир Алексеевич награжден Почетной грамотой Могилевского отделения. Но своей главной гордостью называет семью, в которой растут два сына. Старший, Дмитрий, учится в гомельском отраслевом колледже. Младший, Евгений, еще школьник, ему 13 лет.
– Мы с супругой будем очень рады, если они продолжат нашу трудовую династию. Помнить о своих корнях и работать с полной отдачей на благо своей Родины – это и есть в жизни самое главное, – подвел итог беседы Владимир Шутов.

Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика