Первый из именных
Апрель представлен в корпоративном календаре Белорусской железной дороги паровозом серии ФД, названным в честь Феликса Дзержинского, несколько лет возглавлявшего наркомат путей сообщения. Этот грузовой локомотив стал первым именным среди собратьев отечественного паровозостроения.
В начале 1930-х годов развитие экономики СССР в связи с осуществлением пятилетних планов требовало увеличения перевозок по магистрали. Имеющийся на то время основной грузовой паровоз серии Э, по заключению специалистов, на ближайшую перспективу не годился.
В конце апреля 1931 года техническое бюро транспортного отдела ОГПУ выполнило эскизный проект мощного грузового паровоза типа 1-5-1 для постройки на советских заводах. В данной работе участвовал инженер П. И. Красовский, ранее занимавший пост начальника отдела тяги в аппарате НКПС. На основании этих эскизов коллективом конструкторов Центрального локомотиво-проектного бюро (ЦЛПБ) наркомата тяжелой промышленности с мая 1931-го велась разработка новой машины. Несмотря на ряд сложных технических задач, проект завершили за 100 рабочих дней. И уже в августе чертежи передали Луганскому паровозостроительному заводу.
Первый паровоз типа 1-5-1 был построен в конце октября 1931 года силами четырех предприятий: стальные цилиндры и раму задней тележки изготовили на Коломенском машиностроительном заводе, полотна (боковины) основной рамы – на Ижорском, котельные штампованные листы – на заводе «Красное Сормово». В честь Феликса Дзержинского новый паровоз по решению рабочих и служащих Луганского завода получил серию ФД20 (цифры после букв означали нагрузку на рельсы от движущих колесных пар).
К 14-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции 6 ноября 1931 года паровоз своим ходом прибыл из Луганска в Москву. Его создание стало большим шагом в развитии советского локомотивостроения. Площадь колосниковой решетки составила 7,04 м2, давление пара – 15 атм., диаметр движущих колес – 1500 мм, четырехосный тендер с запасом воды 32 м3, тормозное оборудование – кран машиниста и воздухораспределитель системы Флорентия Казанцева, конструкционная скорость – 85 км/ч.
С августа 1933-го паровозы серии ФД создавались в новых цехах Луганского завода, специально построенных для мощной техники. С 1936 года локомотивы выпускались с шестиосным тендером, имеющим запас воды 49 м3 и угля – 22 тонны. Производство сжатого воздуха выполнялось тандем-насосом, а позже – кросс-компаундом.
В процессе выпуска серии ФД в конструкцию вносились изменения. Широкотрубный пароперегреватель Л40 начали применять на паровозах, получивших серию ФД21 (эти цифры никакого отношения к нагрузке на ось не имеют). Всего с 1931-го по 1941 год на Луганском заводе построили 2125 паровозов серии ФД20 и 282 – серии ФД21, в 1942-м четыре локомотива ФД21 достроил завод в Улан-Удэ.
Процесс внедрения в эксплуатацию мощных паровозов оказался непростым. Легкие пути не смогли пропускать такую тяжелую технику, не были подготовлены деповские и экипировочные устройства. Потребовалась реконструкция железнодорожного полотна на многих направлениях: Москва – Донбасс, Москва – Орша, Москва – Харьков.
В 1937 году паровозы серии ФД работали на основных направлениях, в том числе Витебск – Ленинград (депо Витебск), Москва – Орша (депо Москва, Вязьма, Орша).
Введение паровозов серии ФД продвинуло технический прогресс на железнодорожном транспорте. Для реконструкции пути были созданы машинные путевые станции. Для руководства движением поездов введено дежурство поездных диспетчеров. Началось бурное внедрение автоматической блокировки. Изменилась и система эксплуатации локомотивов: за каждым были закреплены паровозные бригады. В дальнейшем машинист Н. А. Лунин предложил метод полного технического обслуживания паровоза бригадой. Такая идея очень пригодилась в годы войны, когда ремонт подвижного состава на прифронтовых дорогах выполнялся без привязки к депо.
Паровоз серии ФД поставил всемирный рекорд веса поезда. На участках Шумиха – Курган и Шумиха – Чистое машинисты депо Курган провели поезда весом 10,4 тыс. и 11,2 тыс. тонн, после чего самые мощные американские паровозы Биг-Бойс и Челленджер, водившие поезда весом 8 тыс. тонн по дорогам штата Юта, могли спокойно «отдыхать»!
В начале Великой Отечественной большое количество паровозов серии ФД было переброшено вглубь страны. Чтобы их использовать на участках с легким верхним строением пути, они были переделаны из типа 1-5-1 в тип 1-5-2 со сниженной нагрузкой от движущих колесных пар на рельсы. По этому проекту в 1943 – 1944 годах в основном на паровозоремонтном заводе в Улан-Удэ переделали 85 паровозов серии ФД с неутяжеленным буферным брусом. Им было присвоено обозначение ФДР (разгруженные). Дальнейшего распространения машины этой серии не получили из-за большой склонности к буксованию. После войны паровозы типа 1-5-2 вновь переделали в 1-5-1. В конце 1950-х началось исключение из парка исправных паровозов серии ФД. 950 единиц передали железным дорогам Китая, где они водили грузовые поезда.
Трудно переоценить паровоз серии ФД, учитывая его роль в довоенном техническом прогрессе железных дорог СССР. Из выпущенных 3213 машин данной серии во всем мире на ходу только 4. В качестве памятника паровоз ФД21 № 3000 установлен в Новосибирске. А его собрат ФД20 № 1237 находится в Брестском музее железнодорожной техники.
Леонид ЛЕГЧЕКОВ