Декабрь
Сб
05
2020

Характер такой – всегда на «передовой»

«В деле нужно гореть, а не тлеть – тогда все успешно сложится», – уверен почетный железнодорожник, ветеран локомотивного депо Витебск Сергей Козарез. Более четырех десятков лет он посвятил Белорусской магистрали. Сергей Сергеевич всегда выделялся активной жизненной позицией, стремлением к саморазвитию. Как новатор он многое сделал для усовершенствования тормозного оборудования тягового подвижного состава. Завтра, 5 апреля, Сергею Сергеевичу исполнится 81 год.

Ветераны локомотивного депо Витебск Сергей Козарез и Василий Мурашко в музее истории Витебского отделения

Малая родина Сергея Козареза – Пружанский район Брестской области. Его семье пришлось пережить все тяготы военного лихолетья. Отец погиб на фронте, мать одна поднимала на ноги двоих детей, работала в колхозе. Там с 13 лет трудился и Сергей. В 17 по комсомольской путевке он отправился на Дальний Восток – в Южно-Сахалинск. В СМУ-1 треста «Сахалинстрой» попал в хорошую бригаду, где обучился строительному ремеслу. Выполнял бетонные, кровельные, плотницкие работы, был каменщиком.
В 1958-м Сергея Козареза призвали в армию. Служил на Тихоокеанском флоте.
После увольнения в запас он еще некоторое время трудился на ТЭЦ в Южно-Сахалинске, но в 1963 году вернулся в родную Беларусь. И не один. На Дальнем Востоке Сергей Сергеевич познакомился с будущей супругой Людмилой Григорьевной, уроженкой Лепельщины. Молодая семья обосновалась в Витебске. Ее глава сразу же устроился в автоматный цех местного паровозного депо слесарем по ремонту паровозов. В работу вник быстро. Понимая серьезность порученного дела, Сергей Козарез изучал все новинки производства и передовые технологии, познавал секреты и тонкости ремонта приборов торможения. Заочно освоил специальность техника-механика в Гомельском техникуме железнодорожного транспорта. В 1971 году его назначили мастером автоматного цеха, в этой должности он трудился до выхода на заслуженный отдых в 2007-м.
Сергей Сергеевич регулярно занимался усовершенствованием процесса ремонта тормозного оборудования тепловозов всех серий приписного парка, предлагал рационализаторские решения, направленные на обеспечение безопасности движения поездов, надежности и безотказности функционирования тормозного оборудования. «Я старался быть на передовой», – с улыбкой вспоминает ветеран. Он стал примером для молодежи. Неслучайно коллектив выбрал мастера председателем совета наставников на предприятии. За высокую дисциплину, отсутствие брака в работе команда автоматного цеха на протяжении долгих лет была в числе образцовых. Сергей Сергеевич многократно становился победителем соцсоревнований.
В 1975-м был отмечен Почетной грамотой Верховного Совета БССР. Спустя год как лучший рационализатор представлял Белорусскую магистраль на ВДНХ СССР. Также Сергей Козарез был в числе семи специалистов со всего Советского Союза, которые принимали участие в написании Инструкции Министерства путей сообщения по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
В копилке почетного железнодорожника – множество наград и около двух сотен (!) поощрений, среди которых Благодарность министра путей сообщения, орден Трудовой Славы III степени. Он трижды награжден значком «Отличный работник Белорусской железной дороги». Несколько раз Сергей Сергеевич становился лучшим рационализатором отечественной магистрали, неоднократно занимал первые места в дорожных конкурсах профессионального мастерства. За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании был поощрен ценным подарком – машиной.
Большой вклад внес Сергей Козарез в работу, которую проводила в 2004 году служба локомотивного хозяйства Белорусской для переиздания Инструкции по ремонту автотормозного оборудования подвижного состава. За прошедшие годы железнодорожник подготовил около 500 рационализаторских предложений, многие из которых были внедрены в производство во всех локомотивных депо магистрали. Своим богатым опытом Сергей Сергеевич охотно делился с коллегами из других отделений дороги.
Активной была и общественная жизнь. Так, на протяжении долгого времени Сергей Сергеевич участвовал в народном хоре железнодорожников при местном ДКЖ. На заслуженном отдыхе ветеран не теряет связи с родным депо, интересуется всеми новостями. А еще он всегда с удовольствием посещает музей истории Витебского отделения.
Супруги Козарез вместе уже более полувека. Друг для друга они – надежная опора и поддержка. А самые дорогие гости в доме – внучка Елена и пятеро ее детей, в которых бабушка и дедушка души не чают. Сергей Сергеевич легко находит общий язык с правнуками, учит их быть ответственными и не бояться постигать новое. В свое время это помогло ему состояться как в жизни, так и в профессии.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика