Декабрь
Ср
02
2020

Каждое имя – как эхо…

На сайте Минского отделения Белорусской магистрали появилась уникальная, собранная по крупицам информация о ветеранах Великой Отечественной этого подразделения, которые еще в жизненном строю. К сожалению, их осталось немного – 21 человек. Но за каждым прошедшим войну – десятки и сотни тяжелейших испытаний, переломных событий и, как в зеркале – тысячи и тысячи других самых разных судеб, так и оставшихся на полях сражений. И только одна на всех самая главная ценность – Победа.

В кино есть такой термин – «уходящая натура». Когда, к примеру, нужно провести съемки на фоне весеннего цветения, которое вот-вот закончится, а время неумолимо движется, срывая лепесток за лепестком. Так и с участниками тех суровых событий – уходящими от нас реальными свидетелями правды о страшной войне и просто людях с большими судьбами. Очень важно сегодня запечатлеть и сохранить в истории самые важные штрихи их биографий. Тем более, что они связаны с Белорусской железной дорогой.
Идею создания подобной рубрики на сайте предложила начальник сектора идеологической и социально-культурной работы Минского отделения Оксана Сморгова.
– Мы посчитали такой проект особенно важным в преддверии 75-летия Великой Победы, – говорит Оксана Ивановна. – Да, сделать это было непросто – найти информацию по каждому, кто воевал на фронте или был
в партизанах, защищал Родину в тылу или самоотверженно трудился ради общей цели… Выходили на все подразделения, иногда собирали данные буквально по крупицам. Очень помогли ветеранские организации предприятий магистрали, их идеологи, музеи и, конечно, сами участники войны, их родственники. Всю эту кропотливую работу взяли на себя сотрудники нашего сектора – ведущий специалист Янина Дубкова и специалист по идеологической работе Елена Линевич, за что я им очень благодарна.
В предисловии к описанию знаковых биографий на сайте есть такие строки:

«Все меньше ветеранов средь живых,
Они уходят к тем, кто пал в сраженьях,
С собой уносят память дней лихих,
Что в фильмах лишь находят отраженье».

И действительно, любая из судеб, представленных в рубрике, заслуживает отдельного большого рассказа. Каждое имя, как эхо – звонкое, живое, вызывающее гордость.
Сразу шесть участников Великой Отечественной значатся в списках локомотивного депо Минск. Это Антон Азаркевич и Станислав Пелянис, сражавшиеся с фашистами в партизанских отрядах, фронтовики Иван Вайвод и Семен Тишин, воевавший с японскими милитаристами Виктор Коворотный, Александр Сидоров, который в тяжелейших условиях под бомбежками вместе с другими ремонтировал военные поезда. За каждым из них – свой подвиг, своя история, подтвержденная множеством орденов и медалей.
Примером настоящего самопожертвования являются ветераны локомотивного депо Орша – бывший военный радиотелеграфист Николай Евлаков, партизаны Василий Зайцев и Сергей Шнитков, работница тыла Валерия Мартыненко, отмеченная медалью «За доблестный труд». В Минской дистанции гражданских сооружений гордятся Борисом Кильчицким, который подростком вместе с партизанами воевал в быховских лесах. Чтят здесь и героический труд на благо фронта Эсфири Попок и Лидии Ковалевой. Все знают жизнерадостную Надежду Клименкову из Минской дистанции пути, имеющую множество как воинских, так и трудовых наград. Ужас войны, голод и холод блокадного Ленинграда, будучи ребенком, испытала Зинаида Контанистова, прошедшая путь от электромонтера до инженера в Оршанской дистанции сигнализации и связи. Можно только позавидовать оптимизму и активности почетного железнодорожника, ветерана аппарата управления Минского отделения Веры Мурашко, тоже «блокадницы», которая 18-летней девушкой копала защитные траншеи на окраинах города и была удостоена медали «За оборону Ленинграда». А ратный подвиг Зинаиды Фоменко, работавшей когда-то в рефрижераторном вагонном депо Молодечно, отмечен орденом Отечественной войны II степени и другими наградами, среди которых и медаль «За победу над Японией». С первых дней войны и до ее окончания трудилась в путейской бригаде на прифронтовой железной дороге в Подмосковье еще одна представительница слабого пола Лидия Игумнова, впоследствии прошедшая путь от техника Жабинковской дистанции пути до начальника дорожного объединенного бюро станции Минск-Пассажирский.
Более полувека отработал в Оршанском вагонном депо Михаил Равгейша, имеющий орден Красной Звезды и множество других боевых наград. Коллективы станций Сморгонь и Молодечно также чтят своих выдающихся ветеранов Геннадия Новика и Николая Габриновича, самоотверженно трудившихся в годы войны на участках прифронтовых дорог.
Судьбы, судьбы, судьбы… Кстати, многие из них уже были отражены на страницах нашей газеты. Ведь данный проект еще важен с точки зрения истины и неоценимости вклада нашего народа в общее дело освобождения от фашистского ярма. Это подчеркивает и Оксана Сморгова:
– Благодаря нашим ветеранам мы из первых уст узнаем, как это было и чего стоил каждый день на войне. Нам также есть чему поучиться у многих из них – например, невзирая на трудности, верить в свои силы и с оптимизмом смотреть в будущее.

Александр БОГДАН

Яндекс.Метрика