К 75-летию Великой Победы
В истории значимый след
Граффити с изображением Героя Советского Союза, почетного железнодорожника Емельяна Барыкина создали в Гомеле.
Портрет появился на фасаде дома № 84 по улице, названной в честь Емельяна Игнатьевича. Идея увековечить память героя прозвучала в феврале на приеме жителей председателем облисполкома Геннадием Соловьём. Предложение было поддержано, ведь имя Барыкина для Гомельщины – знаковое.
Он родился в 1902 году в деревне Тростная Брянской области. После окончания начальной школы работал чернорабочим в брянском депо. Служил в железнодорожном полку в Гомеле. В 1922-м окончил курсы помощника начальника станции в городе Курске. В течение трех лет был начальником штаба противовоздушной обороны в Унече. С 1937 года – на партийной работе: секретарь парткома Белорусской железной дороги, первый секретарь Железнодорожного райкома партии Гомеля, с марта 1941-го – секретарь Гомельского горкома партии.
Летом того же года Емельян Игнатьевич участвовал в организации обороны Гомеля, был одним из создателей полка народного ополчения. Одновременно создавал в городе подполье: организовывал явочные квартиры, продумывал систему связи, определял места закладки материальных баз, участвовал в оснащении диверсионных групп толом, минами, взрывателями, оружием.
После оккупации Гомеля стал комиссаром партизанского отряда «Большевик». Народные мстители разгромили несколько гарнизонов противника, подорвали мост через реку Вить, устраивали засады на шоссейных дорогах, уничтожая автомашины и обозы. Первый выход на железную дорогу (участок Гомель – Жлобин) Барыкин возглавлял сам. Партизаны заложили так называемую «удочку» – мину натяжного действия, в результате чего эшелон с гитлеровцами и военной техникой был пущен под откос.
Позже была создана комсомольско-молодежная диверсионная группа, выросшая в диверсионный отряд. В общей сложности их усилиями были пущены под откос 58 эшелонов противника, подорвано 87 автомашин, танков и броневиков, уничтожено немало оккупантов. Позднее Барыкин стал начальником штаба Гомельского партизанского соединения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года Емельяну Барыкину было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он продолжил работать секретарем Гомельского горкома партии. В 1948-м избран секретарем Барановичского обкома ВКП(б), был депутатом Верховного Совета БССР. Награжден знаком «Почетному железнодорожнику».
В судьбе хватило испытаний
95-ю весну встретила ветеран Великой Отечественной войны и труда, в прошлом – работница Жлобинской дистанции пути Мария Иосифовна Михайловская (на фото в центре).
Со знаменательным событием ее поздравили заместитель начальника предприятия Евгений Никитков, председатель ветеранской организации Алла Михеенко и секретарь ОО «БРСМ» Евгений Тычков.
Испытаний Марии Иосифовне хватило с лихвой. Но пасовать перед трудностями – не в ее характере. Когда на территории Жлобинского района была организована партизанская бригада «Железняк», 17-летняя девушка записалась в ряды народных мстителей. А в декабре 1943 года добровольцем ушла на фронт. Служила прачкой в 55-м отдельном медико-санитарном батальоне 4-й стрелковой дивизии 69-й армии 1-го Белорусского фронта, дошла до Берлина.
– Сейчас положил белье в стиральную машину и достал чистое. А на фронте стирали вручную, на улице и в любую погоду. Воду нужно было нагреть, дрова напилить или наколоть, – вспоминает ветеран. – Порой приходилось отстирывать до тонны белья в сутки. Кроме того, когда перевязочный материал был в дефиците, кипятили и отбеливали уже отработанный и снова пускали в оборот.
Мария Иосифовна стойко переносила все тяготы службы, так как понимала важность своего труда. В мае 1945 года ее представили к первой награде – медали «За боевые заслуги». Позже к ней присоединились еще несколько: «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина», орден Отечественной войны II степени. В одном из наградных листов указано, что белоруска добросовестно выполняла обязанности, помогала выхаживать раненых солдат и возвращать их в строй.
После войны Мария Иосифовна вернулась в родной Жлобин. Устроилась на материальный склад НХЧ Гомельского отделения. В 1959 году перешла в Жлобинскую дистанцию пути, где работала до ухода на заслуженный отдых. Была дежурным по переезду, монтером пути. Трудовой стаж Марии Иосифовны на железнодорожном транспорте – 38 лет.
Лидия СЕРГЕЕВА