Ключ к успеху – настойчивость
Уметь концентрироваться, быстро реагировать на ситуацию, оперативно принимать решения – такими качествами, по мнению дежурного по станции Савичи Могилевского отделения Марины Филипповой, должен обладать человек, выбравший эту профессию.
Процессом перевозок женщина управляет почти 30 лет. На рабочем месте она полностью сосредоточена на работе. Признается: «За смену приходится решать немало сложных задач – это держит в напряжении. Но процесс интересный, увлекательный».
Марина Сергеевна – уроженка деревни Савичи Бобруйского района. Родительский дом находился недалеко от станции, поэтому изучить ее обустройство девочка смогла обстоятельно. Больше всего ей нравилось наблюдать за дежурными по станции, которые всегда ходили в форме, строго по времени встречали и провожали поезда. В ноябре 1991 года моя собеседница сама стала частью дружного коллектива станции Савичи. Обучение азам профессии проходила под чутким руководством начальника. Ученица оказалась способной: схватывала все на лету, что и позволило ей достаточно быстро влиться в работу.
…Своевременная подготовка маршрута приема, отправление и пропуск поездов, выполнение графика при безоговорочном соблюдении требований безопасности движения, постоянное отслеживание показаний всех стрелок и сигналов светофоров, точное выполнение команд поездного диспетчера, поддержка связи с локомотивной бригадой. Ответственность перед дежурным по станции стоит большая, однако Марину Филиппову она никогда не пугала, а наоборот – помогала закалять характер.
– В нашей профессии нет места невнимательности, медлительности и страху. Все действия – четкие, обдуманные. Даже в самой сложной ситуации, – отмечает железнодорожница. – За время работы на станции бывало всякое, но один экстренный случай запомнился очень хорошо. На пульте-табло погасли две лампочки контроля питающего фидера, не включилась резервная дизельная электростанция, являющаяся аварийным источником питания по переменному току, – все обесточилось. А на станцию должен был прибыть поезд, который пришлось принимать «вслепую». Вместе с мастером околотка визуальным осмотром проверили соответствие контроля стрелки по нужному пути. В итоге подвижной состав был принят и отправлен по времени. Затем я связалась с диспетчером из Могилева. Вскоре работа была восстановлена.
Сегодня станция Савичи оснащена устройствами электрической централизации с применением микропроцессорных технологий (МПЦ) ESA 11-ВС и электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС. Главную роль в управлении движением играют монитор и клавиатура.
– Работать с МПЦ комфортнее, – признается Марина Сергеевна. – Повысилась безопасность, человеческий фактор сведен к минимуму: умная техника запоминает все наши действия, в случае необходимости может указать на допущенную ошибку или возникшую неисправность устройств.
Мнение моей собеседницы разделяют и ее коллеги. Коллектив станции на данный момент состоит всего из трех человек: два дежурных и начальник, которые легко справляются с обязанностями билетных кассиров, машинистов котельной и не только. Все очень дружные, сплоченные, всегда помогают и поддерживают друг друга.
В свободное время Марина Сергеевна также постоянно в движении: если не ездит в Минск в гости к дочери Яне, зятю Дмитрию и полугодовалому внуку Макару, то выбирается на прогулку за город (железнодорожница сейчас живет в Бобруйске) или на реку Березина. Признается, что общение с природой успокаивает, придает энергии и сил. Дома отдыхает за чтением книг, любит готовить – среди фирменных блюд: мясо по-французски и красный борщ.
– Чтобы в жизни и профессии чего-то добиться, нужно ставить перед собой конкретные цели, не надеясь на других, и быть настойчивым, – подытоживает Марина Филиппова. – В этом я убедилась на собственном опыте.
Георгий АЛЕЙНИКОВ