Апрель
Вт
16
2024

Время измеряется памятью

Второй год подряд музей истории Витебского отделения Белорусской магистрали признан лучшим в дорожном конкурсе в своей номинации. Любая победа вдохновляет и дает стимул для новых свершений, а не единожды получить признание на таком высоком уровне особенно гордо и почетно.

– Первое место для нас – большая радость. В минувшем году было сделано немало, в том числе мы продолжили работу по развертыванию экспозиций, по организации тематических выставок и экскурсий, но конкуренция в конкурсе серьезная, поэтому надеялись попасть хотя бы в тройку призеров, – признается хранитель фондов музея истории Любовь Яковицкая.
Она уверена, что главный секрет успеха – в помощи железнодорожников, небезразличных к сохранению истории Белорусской магистрали. Музей также сотрудничает со специалистами сектора идеологии и социально-культурной работы, технической библиотекой и библиотечным пунктом в Полоцке. Всестороннюю поддержку оказывает и руководство отделения дороги. Непосредственное участие в формировании фонда принимают директор Культурно-спортивного центра Сергей Козлов и его заместитель Арина Яковлева. Важную методическую помощь витебчане получают от специалистов дорожного музея.
– Не остаются в стороне и предприятия отделения. Например, активную поддержку оказывают председатель профсоюзной организации Воропаевской дистанции пути Вера Ушкур, заместитель начальника Витебской дистанции гражданских сооружений по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Алексей Глушко, а также его коллега из Витебской дистанции пути Геннадий Хуткин, другие железнодорожники, – продолжает Любовь Николаевна. – Большое спасибо нашим ветеранам! Многие интересные экспонаты из их семейных коллекций нередко получают в музее постоянную прописку. К примеру, ветеран Витебского вагонного участка Тамара Савеко передала железнодорожный фонарь 1939 года, принадлежавший ее свекру, который трудился в паровозном депо Калинковичи. Лопату помощника машиниста принес наш частый гость – почетный железнодорожник, ветеран локомотивного депо Витебск Сергей Козарез. Сейчас в подготовке экспозиции, посвященной 75-летию Великой Победы, помогает ветеран оборотного депо Крулевщизна Иван Жданович.
Фуражка железнодорожника 1932 года, кокарда работника Риго-Орловской магистрали 1916 года – предметы, которыми недавно пополнился музейный фонд. Он, к слову, насчитывает более 4 тыс. единиц. Ко всем экспонатам отношение здесь особенно бережное и трепетное. При необходимости выполняется их обновление. Так, в минувшем году стараниями работников КСЦ новую жизнь получил рельсорезный станок 1879 года. Специалисты Витебской дистанции сигнализации и связи продолжили ремонт макета железной дороги.
В 2019 году музей посетили более 3 тыс. человек. Частые гости – участники отделенческих конкурсов профессионального мастерства, культурно-массовых мероприятий, а также школьники и студенты. Они охотно знакомятся с экспозициями трех залов, где отражены разные эпохи. В первом рассказывается об истории железнодорожного строительства на территории нынешнего Витебского отделения c 1866-го по 1940 год. Второй посвящен подвигу работников магистрали в Великой Отечественной войне. Частичную смену экспозиции в минувшем году пережил третий зал. Его центральная тема – послевоенное время и современность.
Любовь Николаевна подчеркивает, что музей – живой организм, и обновление залов – непрерывный процесс. Большая работа была проделана по составлению топографии музея и формированию фондохранилища, а также системы этикетажа. В настоящее время продолжается подбор экспонатов для всех залов, формируются фотофонд, электронная база карточек предметов. Кроме того, существующие экспонаты группируются по коллекциям.
Как отмечает Любовь Николаевна, музейное дело – занятие непростое, но интересное. И хранитель фондов в первую очередь должен любить его и быть ответственным. Ведь он не просто составляет описание вещей, а вводит их в исторический контекст. В числе задач – и наблюдение за состоянием предметов, создание наиболее благоприятных условий для хранения. Также специалисты занимаются подбором экспонатов для выставок, оказывают помощь в исследовательской работе. В минувшем году материалы музея истории Витебского отделения были использованы на лекции курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города», которые проходили в областной библиотеке. Были предоставлены копии фотодокументов для новой экспозиции новополоцкому музею.
С экспонатами музея можно познакомиться и на передвижных выставках. К примеру, одна из них – «Будущее строить молодым» – была организована в ноябре в КСЦ Витебского отделения, на базе которого состоялся городской форум молодых специалистов. Большой отклик нашли у посетителей и другие выставки: «Время измеряется памятью», «Между прошлым и будущим», «Наши победы». Сейчас идет подготовка еще одной, которая будет посвящена 75-летию Победы.
Не первый год в музее представлена передвижная выставка работ бывшего машиниста локомотивного депо Витебск, самодеятельного скульптора Петра Смолякова «Судьба. Профессия. Скульптура». Петр Устинович – уроженец Шумилинского района, почетный железнодорожник, участник Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года в Москве. По его макетам установлены памятники на территории локомотивного и вагонного депо в Витебске. К 20-летию основания музея Петр Устинович передал в дар 12 своих работ.
– Музей я бы сравнила с полковым знаменем, которое всегда являлось символом побед, воодушевляло и объединяло солдат на борьбу. Его утрата была недопустима. Музей рассказывает об истории нашей магистрали, различных периодах ее развития, в том числе о трудностях, с которыми железнодорожники Белорусской в разные годы достойно справлялись. Для нынешнего поколения они – пример того, как надо отвечать на вызовы времени. И моя задача – сохранить культурное наследие, чтобы посетители могли не только прикоснуться к истории, но и извлечь уроки из нее, – подытожила

Любовь Яковицкая.
Екатерина ОСОВСКАЯ
Фото Дмитрия ОСИПОВА и Александра БАЧИЛО

Яндекс.Метрика