Не рубеж, а этап
Железнодорожному профсоюзному движению – 115 лет.
Работники отрасли считаются основоположниками профсоюзного движения на территории Беларуси. Еще в 1876 году состоялась забастовка мастеровых и рабочих минских мастерских Московско-Брестской железной дороги. Чуть позже, в 1882-м, аналогичные акции прошли в гомельских и брестских мастерских Юго-Западных железных дорог, в 1893-м эстафету подхватили на станции Пинск Полесских железных дорог.
И эти протесты неоднокаратно повторялись. В то время шло зарождение профессиональных союзов как организаций, объединяющих рабочих для борьбы с эксплуатирующим классом. И железнодорожники активно в этом участвовали.
20 апреля 1905 года в Москве состоялся съезд представителей железных дорог, которые находились на территориях, входящих сегодня в состав России, Беларуси, Казахстана, Латвии, Украины и Узбекистана. На нем было принято решение о создании Всероссийского железнодорожного союза. Протестное движение трудящихся вызвало реакцию со стороны властей. Уже в мае 1906 года начались обвальные репрессии протестовавших. Им пришлось уйти в подполье. В 1917 году происходит возрождение профсоюзного движения:
15 июля открылся Всероссийский учредительный съезд железнодорожников, на котором присутствовали делегаты от всех существовавших тогда стальных магистралей Российской империи. Среди основных требований был переход на 8-часовой рабочий день.
Отношение к Гражданской войне, которая последовала за Октябрьской революцией, в железнодорожной среде было неоднозначным. 27 октября 1917 года Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (ВИКЖЕЛЬ) разослал по сети телеграмму с горячим призывом воздержаться от борьбы: «Началась Гражданская война, всякое насилие одной из борющихся сторон вызовет отпор другой… ВИКЖЕЛЬ верит, что железнодорожники это понимают и не допустят Гражданской войны у себя на дорогах и между собой», – говорилось в этом документе.
В голодные 20-е годы прошлого столетия активисты профсоюза направляли усилия на обеспечение железнодорожников одеждой и продуктами, а также на восстановление инфрастуктуры, оказавшейся в плачевном состоянии в результате разрушительных последствий Первой мировой, революции, Гражданской войны. Железнодорожники и их профсоюзы, как наиболее организованные и сплоченные, внесли весомый вклад в развитие народного хозяйства. Кроме того, уже в 30-е годы активно проводилась культурно-массовая работа, росло число клубных формирований, красных уголков, самодеятельных коллективов. К сожалению, политические «чистки» не обошли стороной и профсоюзных деятелей. Многие были расстреляны или репрессированы, и только по прошествии десятилетий реабилитированы.
Тяжелейшим испытанием стала Великая Отечественная война. Самоотверженным трудом железнодорожники приближали Победу. Их вклад трудно переоценить, ведь в тот период колоссальные людские и материальные ресурсы перемещались к линии фронта и обратно в тыл, а также внутри большой страны. И железнодорожники с поставленными задачами справились. Затем были годы восстановления, когда люди зачастую трудились просто за идею. В 60 – 70 годы в масштабе республики в целом и Белорусской железной дороги в частности отрабатывались передовые методы работы. Активное участие в этих процессах принимали и профсоюзы. Еще один непростой период истории – 90-е годы, распад СССР, разобщенность, кризис экономики. И здесь профсоюзы достойно проявили себя, оказывали поддержку трудящимся.
Играя важную роль
Какие задачи решает профсоюз сегодня, какие цели ставит перед собой? За ответами мы обратились к председателю Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций Виктору Какоре.
– В непростые 1990-е железнодорожники смогли сохранить традиционное взаимодействие с коллегами из бывших союзных республик…
– Это же справедливо и для отраслевого профсоюза. Неслучайно Декларация об образовании Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ) была подписана на нашей территории. А именно в Бресте, на базе отдыха «Белое озеро», где 14 мая 1992 года собрались руководители отраслевых профсоюзов Беларуси, Армении, Казахстана, Молдовы, России, Туркменистана и Узбекистана. Это позволило обеспечить координацию социальной политики на магистралях стран региона и солидарных действий профсоюзов. На Конфедерацию также было возложено взаимодействие со специализированными международными организациями и профсоюзными объединениями, межгосударственными органами.
– В 2016 году в результате слияния транспортных профсоюзов был образован БелПрофТранс, в который вошла Объединенная отраслевая профсоюзная организация железнодорожников и транспортных строителей (Дорпрофсож). Изменились ли в связи с этим ваши цели и задачи?
– Они остаются неизменными на протяжении всей нашей более чем вековой истории: защита прав и интересов железнодорожников, охрана труда, сохранение здоровья и профессионального долголетия, работа с ветеранами и молодежью, а также культурно-массовая и спортивная. Хотел бы отметить, что несмотря на экономические сложности, которые испытывает в последнее время Белорусская железная дорога, уровень социальной защиты ее работников, предусмотренный коллективными договорами, остается одним из самых высоких не только в сфере транспорта, но и среди других отраслей народного хозяйства. Мы отслеживаем уровень заработной платы. Безусловно, она напрямую зависит от финансовых возможностей нанимателя. И по этому вопросу у нас имеется полное понимание.
– Одним из приоритетов для профсоюзов всегда была охрана труда.
– Так и есть. Условия, в которых трудится работник, – залог сохранения его жизни и здоровья. Для осуществления общественного контроля за выполнением норм законодательства в данной области в штат Дорпрофсожа и его структурных подразделений (райпрофсожей) входят семь технических инспекторов труда. Основная их деятельность направлена на профилактику производственного травматизма. За 2019 год инспекторы Дорпрофсожа провели 72 плановые проверки, в ходе которых выявили 698 нарушений, а также 362 мониторинга (еще 1923 нарушения). Помимо этого они отслеживают соблюдение норм охраны труда в сельхозорганизациях во время посевной и уборочной, при подготовке детских оздоровительных учреждений к лету, принимают участие в комиссионных осмотрах предприятий, в расследовании несчастных случаев, а также в обучении общественных инспекторов по охране труда. Их роль не менее важна. Только в прошлом году они выявили 13 164 нарушения. Это ответственные, неравнодушные работники. И высококвалифицированные, что подтверждают результаты конкурсов БелПрофТранса и ФПБ, где наши представители регулярно занимают призовые места. Кроме того, с 2005 года смотр-конкурс на лучшую организацию общественного контроля за состоянием охраны труда проводит и Дорпрофсож.
Работу в данном направлении, включающую правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства, мы будем продолжать. совместно с руководством Белорусской железной дороги добиваться снижения уровня производственного травматизма.
Мы также оказываем юридическую поддержку, консультируем по вопросам законодательства. И в этой связи хотел бы обратить особое внимание на изменения в Трудовом кодексе, вступившие в силу в начале года. Благодарим Федерацию профсоюзов Беларуси за то, что смогла их отстоять. Например, в новой редакции содержится норма, согласно которой контракт на 1 год исключительно по воле нанимателя может быть заключен только один раз – при приеме человека на работу. Далее с добросовестным сотрудником он заключается на максимальный срок. К слову, не все еще осознали, что контракт имеет ряд преимуществ перед бессрочным трудовым договором. Это 50%-я надбавка к тарифу (окладу), дополнительные дни к отпуску и т. д. И еще один очень важный момент, узаконенный в новой редакции Трудового кодекса по предложению ФПБ: теперь наниматель не имеет права прекратить контракт с человеком, который работает без замечаний.
– Профсоюз всегда большое внимание уделял укреплению здоровья железнодорожников, в том числе через занятия физкультурой и спортом.
– Работу в этом направлении мы также активно развиваем. Первички и райпрофсожи регулярно приобретают для членов профсоюза абонементы в тренажерные залы и бассейны, организуют на своем уровне различные спортивные мероприятия с привлечением членов семей работников, закупают спортивный инвентарь, форму, призы. В 2019 году на эти цели было затрачено более 329,5 тыс. рублей. Также члены профсоюза принимают активное участие в республиканских и международных соревнованиях.
– Сложная эпидемиологическая ситуация, которая наблюдается в Беларуси и в мире в целом, привела к приостановке международного пассажирского сообщения. Как профсоюз поддерживает работников, которые были заняты в этом сегменте перевозок?
– Руководством Белорусской железной дороги и Дорпрофсожа принято решение, что работникам магистрали, находящимся на вынужденном простое, ежемесячно выплачивается полная тарифная ставка (оклад), а не 2/3, как предполагалось ранее.
Также хочу проинформировать еще об одном важном моменте. В целях дополнительной социальной поддержки работников в нынешних условиях руководством дороги и Дорпрофсожа решено направить финансовые средства на оформление медицинских страховых полисов для железнодорожников, чьи производственные задачи предполагают непосредственное взаимодействие с людьми. Это разъездные билетные кассиры, проводники, машинисты и их помощники, дежурные по залам ожидания и комнатам отдыха, буфетчики, продавцы, бармены, персонал санаториев (врачи, медсестры, санитарки, официанты и т. д.).
– Виктор Михайлович, не считаете ли Вы, что профсоюзное движение как форма организации работников уже теряет актуальность?
– Скорее наоборот. Его роль сегодня повышается. Все те задачи профсоюза, о которых мы говорили выше, по-прежнему актуальны и останутся таковыми. А, значит, мы и дальше будем стоять на защите интересов и прав трудящихся.
Сегодня Дорпрофсож – это 6 районных, 245 первичных, 235 цеховых профсоюзных организаций и 2941 профсоюзная группа. На начало года в наших рядах насчитывалось 132 794 человека. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех со 115-летием железнодорожного профсоюзного движения. Поблагодарить ветеранов профсоюзного движения, социального партнера в лице руководства Белорусской железной дороги за понимание и поддержку наших инициатив. Это не рубеж, а лишь очередной этап развития.
Инга МИНДАЛЁВА
Объединенная районная профсоюзная организация Минского отделения
Оправдывать доверие людей
Принципы деятельности Объединенной районной профсоюзной организации Минского отделения всегда исходили из интересов каждого работника. Защита прав, обеспечение социальных гарантий, создание безопасных условий труда, участие в общественной жизни и целом комплексе оздоровительных, спортивных и культурно-массовых мероприятий – такие основополагающие направления всегда были в центре внимания райпрофсожа. Об этом говорит и нынешний председатель организации Александр Кунцевич.
– Наше объединение – одно из самых крупных на дороге, – подчеркивает Александр Владимирович. – В его составе 57 первичных профсоюзных организаций, насчитывающих в общей сложности 32 945 членов профсоюза. Среди них работники, учащиеся, пенсионеры. Главная задача – чтобы каждый чувствовал себя защищенным в своих трудовых правах. На современном этапе, как известно, спектр деятельности профессиональных союзов стал значительно шире и включает в себя много дополнительных направлений, так или иначе связанных с жизненно важными интересами граждан. На данный момент при президиуме райпрофсожа действуют шесть общественных комиссий: по организационной и производственно-массовой работе, общественному контролю за соблюдением законодательства о труде, заработной плате и занятости, охране труда, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности и работе среди женщин и молодежи. Стараемся охватить все актуальные сферы. У нас проводятся плановые заседания президиума и конференции работников Минского отделения по выполнению обязательств коллективного договора, на которых рассматриваются важнейшие вопросы деятельности первичных организаций. Постоянно практикуются мониторинги условий труда, тщательно анализируются их результаты. И, конечно же, без внимания не остается ни одно обращение любого из членов профсоюза – будь то просьба об оказании правовой помощи или поддержка по другим направлениям. В основе – конкретный человек: труженик, специалист, ветеран или учащийся.
На профсоюзном обслуживании райпрофсожа 30 первичных организаций Минского отделения, расположенных в Минске, Молодечно, Борисове и Орше. Также в ведении девять структур дорожного подчинения, среди которых Конструкторско-технический центр, ГП «БТЛЦ», ГП «Институт «Белжелдорпроект», УП «Белтрансавтоматика», РУП «Дорводоканал» и другие. На учете также несколько первичных профсоюзных организаций ОАО «Дорстроймонтажтрест», ОАО «Трест Белтрансстрой» и трех учебных заведений. В этом ряду – Минский вагоноремонтный и Борисовский шпалопропиточный заводы, ОАО «Дорорс» и другие предприятия.
Учитывая многообразие находящихся в его составе подразделений и предприятий, райпрофсож осуществляет комплекс образовательных мероприятий. В частности, проводятся ежегодные семинары по обучению профсоюзного актива первичных организаций, занятия в Международном университете «МИТСО». Большое внимание уделяется оказанию квалифицированной помощи первичкам – особенно в организационной работе, в вопросах охраны труда и соблюдении финансовой дисциплины.
В порядке координации мониторингов финансово-хозяйственной деятельности профкомов, входящих в состав райпрофсожа Минского отделения, на заседании президиума ежегодно утверждается план их проведения, по результатам выполнения которого предоставляется отчет в Дорпрофсож. В 2019 году проведено 18 таких мониторингов. Постоянно оказывается консультативная и методическая помощь по ведению бухгалтерского учета.
Особая роль отводится подготовке, заключению и контролю за соблюдением коллективных договоров, которые сегодня являются гарантией социального согласия в трудовых коллективах. Главная и приоритетная их цель – нормативно закрепить права и обязанности администрации и коллектива в сферах трудовых и социальных отношений. И здесь следует отметить высокий уровень взаимопонимания и поддержки со стороны всех партнеров – отделения, обособленных структурных подразделений и предприятий, находящихся на обслуживании райпрофсожа.
Масштабная работа проводится по защите права на безопасный труд. В подразделениях, объединяемых райпрофсожем, работают 1355 общественных инспекторов по охране труда и 47 аналогичных комиссий. Осуществляются мониторинги соблюдения законодательства в этой области, ведутся совместные проверки и в рамках соглашения о взаимодействии и сотрудничестве прокуратуры и профсоюзов. Технический инспектор принимает участие в проверках знаний по вопросам охраны труда и электробезопасности. Более того, для повышения эффективности общественного контроля в подразделениях проводятся ежегодные смотры-конкурсы по номинациям «Лучшая профсоюзная организация по охране труда», «Лучшая общественная комиссия» и «Лучший общественный инспектор».
Отдельное внимание – оздоровлению и физической культуре. Значимость этого подчеркнул Александр Кунцевич:
– Ни для кого не секрет, что здоровье человека – залог успешного труда. В этом отношении сделано многое. К примеру, очень показателен результат 2019 года, когда большое количество железнодорожников отдохнуло и получило необходимые врачебные и профилактические услуги в оздоровительном центре «Талька». Их дети с удовольствием побывали в лагерях Минского отделения. Не менее важны и спортивные мероприятия. Этот вопрос постоянно рассматривается и на заседании президиума, который, кстати, еще в 2009-м принял решение о ежегодном розыгрыше Кубка райпрофсожа по футболу. На развитие физической культуры, укрепление спортивной базы, премирование спортсменов и активистов райпрофсож выделяет первичным организациям достаточные средства. Приятно, когда люди с радостью участвуют в состязаниях, искренне болеют за своих коллег. Ведь это, кроме здоровья, ярких эмоций, еще и элемент корпоративной сплоченности.
Среди важнейших направлений – культурно-массовая работа. При поддержке районного и профсоюзных комитетов на местах ежегодно проводятся вечера отдыха, посвященные Дню железнодорожника, Новому году, Дню защитников Отечества, Дню женщин. Организуются встречи молодежи с ветеранами войны и труда на предприятиях и в узлах. Завоевали популярность и уже стали брендовыми конкурсы «Мисс и лидер Минского отделения», «Мисс мастерство и очарование», «Машинисты нашей магистрали», «Дирижер движения», соревновательная юморина «Старые сказки на железнодорожный лад» и многие другие. В их организации и проведении принимал самое непосредственное участие райпрофсож, оказывал финансовую помощь. В целом на культурно-массовые мероприятия и туристическо-экскурсионную деятельность районный комитет профсоюза в минувшем году выделял значительные средства.
Традиционными стали встречи профсоюзных активистов и работников отделения с ветеранами Великой Отечественной войны, а также совместные вечера, посвященные Дню Победы и другим знаковым праздникам.
Райпрофсож ежегодно оказывает безвозмездную спонсорскую помощь Дорожной организации Красного Креста на проведение благотворительной акции «Наши сердца – детям» и участвует в этом празднике. Поддержку получают и различные ветеранские организации, а также учебные заведения. Среди них Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства, минский и оршанский отраслевые колледжи.
Александр Кунцевич избран председателем Объединенной районной профсоюзной организации относительно недавно – в октябре 2019-го. Но за его плечами более четверти века работы на магистрали, из которых весомая часть – в должности ведущего инженера по охране труда профильного отдела Минского отделения. Последние почти пять лет Александр Владимирович был техническим инспектором труда райпрофсожа и не понаслышке знает все тонкости работы и важность этого объединения.
– Профсоюз силен своими людьми, их профессионализмом и добросовестностью каждого на своем месте, – говорит собеседник. – Тогда человек при любых обстоятельствах будет защищен в правах и интересах, где главной аксиомой является равноправное партнерство с нанимателем. В этом отношении мы не изобретаем ничего нового, а скорее, наоборот, продолжаем и развиваем традиции профсоюзного движения, заложенные задолго до нас. К примеру, я очень благодарен предыдущему руководителю райпрофсожа Валерию Ананенко, который много сделал для укрепления организации. Его предшественники, кстати, тоже были яркими профсоюзными лидерами, среди которых Александр Корзун, Иван Романовский, Александр Замбржицкий, Виктор Масальский, Антон Петрович и другие. Я рад, что рядом со мной такие единомышленники и коллеги, как заместитель Игорь Гайдук, избранный в январе 2020-го, а также штатные работники райпрофсожа: главный бухгалтер Любовь Милинкевич, технический инспектор труда Иван Клименко, бухгалтер Татьяна Курец, ведущие специалисты Юлия Волоткович, Людмила Спижарная и Ольга Нициевская. Нынешняя дата – лишь очередной этап большой истории. И наша задача остается неизменной – оправдывать доверие людей.
Александр БОГДАН
Объединенная районная профсоюзная организация Барановичского отделения
Успех, достигнутый сообща
Отличную оценку по организации общественного контроля за обеспечением безопасных условий работы получили сразу три первички Объединенной районной профсоюзной организации Барановичского отделения. Они стали призерами смотров-конкурсов по охране труда. Результаты подводили по итогам деятельности за минувший год.
Сегодня Объединенная районная профсоюзная организация Барановичского отделения насчитывает более 19 тыс. человек, в ее составе – 38 первичек, во главе которых стоят избранные работниками предприятий лидеры, пользующиеся авторитетом и доверием со стороны коллег. Среди них немало представительниц прекрасного пола:
Валентина Бобырь (локомотивное депо Барановичи), Валентина Бабич (локомотивное депо Волковыск), Жанна Миселюк (станция Барановичи-Центральные), Галина Кошко (станция Лида), Наталия Базар (объединенная станция Гродно), Ольга Масло (Лидская дистанция пути) и не только. Возглавляет Объединенную районную профсоюзную организацию Барановичского отделения Сергей Чепелов.
Родился Сергей Владимирович на станции Крулевщизна Докшицкого района. Окончил Ленинградское высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. На Белорусской магистрали трудится с 1993 года. Начинал монтером в Могилевской дистанции пути, где работал также бригадиром, инженером по контролю за техническим состоянием зданий, дорожным мастером. С ноября 1995-го трудился дежурным и маневровым диспетчером на станции Могилев II, затем заместителем начальника по оперативной работе. Без отрыва от производства окончил БелГУТ. В декабре 2003-го возглавил станцию Бобруйск, спустя четыре года был назначен заместителем начальника – главным ревизором по безопасности движения поездов Могилевского отделения. В этот период прошел переподготовку в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, получил специальность «экономика и управление на предприятии промышленности». В апреле 2015-го Сергей Владимирович возглавил Барановичское отделение дороги. В декабре 2019-го был избран председателем Объединенной районной профсоюзной организации.
Создать, защитить, сохранить
– Охрана труда является для нас приоритетным направлением, поскольку эта тема касается каждого, безопасность должна быть гарантирована на любом рабочем месте, – отмечает Сергей Чепелов. – Контролируют соблюдение данного условия технический инспектор, а также 764 общественных инспектора по охране труда и соответствующие комиссии профсоюзных комитетов. Их усилия направлены на профилактику производственного травматизма и улучшение условий труда, также они принимают участие в разработке мероприятий по обеспечению охраны труда на предприятиях. Вопросы охраны труда регулярно рассматривают и на заседаниях президиума райпрофсожа. Среди наиболее актуальных – организация работы локомотивных бригад, состояние санитарно-бытовых помещений, охват горячим питанием, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Также на постоянной основе при максимальном содействии руководства и специалистов предприятий осуществляется обучение профсоюзного актива проведению общественного контроля. Правильность выбранного курса подтверждают высокие награды.
Так, второго места в дорожном смотре-конкурсе на лучшую организацию общественного контроля по охране труда по итогам работы за 2019 год был удостоен профсоюзный комитет Барановичского вагонного участка (председатель Александр Несмеянов).
В аналогичном состязании, проводимом Брестским областным объединением профсоюзов, звание «Лучшая общественная комиссия по охране труда» было присвоено активистам из Лунинецкой дистанции пути (председатель Сергей Борисевич). Стоит отметить, что благодарность Совета Брестского областного объединения профсоюзов была объявлена председателю профкома локомотивного депо Лунинец Александру Мотору, а также общественному инспектору по охране труда станции Барановичи-Центральные, старшему регулировщику скорости движения вагонов Олегу Сапеге. В смотре-конкурсе, организатором которого выступило Гродненское областное объединение профсоюзов, лучшим в плане охраны труда признан профсоюзный комитет локомотивного депо Волковыск (председатель Валентина Бабич). Кроме того, благодарственными письмами объединения отмечены начальник локомотивного депо Волковыск Петр Капитан, а также общественный инспектор по охране труда предприятия, станочник деревообрабатывающих станков Петр Бубнов.
С заботой и вниманием
– Помимо контроля за соблюдением требований охраны труда безусловным приоритетом для нас остается защита прав и социально-экономических интересов железнодорожников: достойная заработная плата, улучшение условий жизни и многое другое, – продолжает Сергей Чепелов. – Для достижения указанных целей профсоюзные организации широко используют механизм социального партнерства, гарантом которого является коллективный договор. Так, в соответствии с этим правовым актом райпрофсож оказывает членам профсоюза бесплатную юридическую помощь и консультации по вопросам применения норм действующего законодательства, положений отраслевого соглашения. Коллективными договорами закреплены и меры адресной социальной поддержки ветеранов войны и труда, неработающих пенсионеров, работников с инвалидностью, а также оказание им содействия в решении бытовых вопросов, выплата материальной помощи. Забота о тружениках магистрали, ушедших на заслуженный отдых, была и остается одним из значимых направлений деятельности райпрофсожа. Мы будем расширять работу с ветеранами, что особенно важно в год 75-летия Великой Победы. Продолжится гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое воспитание молодежи, которую активно вовлекаем и в профсоюзную деятельность.
И словом, и делом
Пристальное внимание актив райпрофсожа Барановичского отделения уделяет оздоровлению, отдыху, досугу железнодорожников и их детей, в том числе культурно-массовым, спортивным и физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Основные площадки –
санаторий «Магистральный» и его отделение «Свитязь», где в минувшем году прошли лечение и отдохнули более 4 тыс. работников магистрали, около тысячи детей. Для обновления материально-технической базы здравниц райпрофсож оказал спонсорскую помощь на сумму более 31,6 тыс. рублей. Не остались без поддержки и детские оздоровительные лагеря «Исса» и «Озёры». К слову, личное участие профсоюзного актива в наведении порядка перед их приемкой стало хорошей традицией. Результат общих усилий не заставил себя ждать: по итогам дорожного смотра-конкурса на лучшее детское оздоровительное учреждение за 2019-й лагерь «Исса» занял второе место.
Стоит отметить, что в минувшем году барановичским железнодорожникам и их детям благодаря райпрофсожу и туристическому центру «Дортур» было доступно оздоровление на курортах Анапы и Сочи в летний период. Воспользовались этой возможностью 178 человек, среди которых 92 ребенка.
Популярны среди членов профсоюза отделения также спортивно-массовые и культурные мероприятия. Активное участие они принимают не только в соревнованиях местного уровня. Из последних – состязания, проводимые под эгидой Международного спортивного союза железнодорожников (USIC), республиканские конкурсы «Белорусский мастер», «Новые имена Беларуси», «Наши таланты тебе, Беларусь!».
Благотворительная акция «Профсоюзы – детям!» также не обходится без участия барановичских железнодорожников. Ежегодно в преддверии начала учебного года профсоюзные организации оказывают материальную помощь на подготовку детей из многодетных, малоимущих и неполных семей к школе. Доброй традицией стали и экскурсионные программы для малышей ко Дню защиты детей, а также новогодние благотворительные акции и мероприятия, во время которых представители профкомов посещают подшефные детские учреждения, оказывают им спонсорскую помощь. Поддерживает райпрофсож и сельскохозяйственные предприятия отделения. например, «Свитязь» – по созданию безопасных условий труда и стимулированию работников, занятых на уборке урожая.
Услышать всех, помочь каждому
Прошедший год для райпрофсожа отделения был интенсивным и насыщенным. Актив работал на сплочение всех первичек, входящих в структуру общественной организации, корректировал свою стратегию и тактику, тесно взаимодействовал с социальными партнерами для достижения главной цели: чтобы у членов профсоюза, работников предприятий отделения улучшились условия труда. 2020 год ставит перед членами Объединенной районной профсоюзной организации новые задачи.
– Продолжается работа по всем направлениям нашей деятельности, и не только, – рассказывает Сергей Чепелов. – На данный момент в условиях сложной эпидемиологической ситуации особую значимость приобретает для железнодорожников вопрос сохранения их рабочих мест, социальной защищенности, выполнения обязательств коллективных договоров и соглашений. Также очень важно сберечь здоровье людей. Для этого приобретаются средства индивидуальной защиты для работников (маски, перчатки, антибактериальные гели и т. д.). Осуществляется также их страхование от вирусных инфекций. Непосредственное и активное участие мы будем принимать в мероприятиях, приуроченных к 75-летию Великой Победы и Году малой родины.
Анастасия МЕЛЕХОВА
Объединенная районная профсоюзная организация Брестского отделения
Уделить внимание каждому
Социальная и правовая защита работников и пенсионеров, создание достойных и безопасных условий труда, содействие предприятиям и организациям в повышении эффективности их функционирования, а также укрепление трудовой дисциплины – основные направления деятельности профсоюза брестских железнодорожников.
При участии руководства отделения активно развивается система социального партнерства, улучшается взаимодействие по вопросам защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза.
– В Объединенной районной профсоюзной организации Брестского отделения – 33 первички, из них 10 не наделены правом юридического лица и находятся на централизованном бухгалтерском и налоговом обслуживании, – рассказывает заместитель председателя райпрофсожа Николай Корецкий. – Профсоюз насчитывает в своих рядах почти 14 тыс. человек – его членами являются 98,5% работников коллектива отделения. Под надежной защитой и наши пенсионеры на заслуженном отдыхе (их на учете – 3848). Каждому человеку стараемся уделять внимание и оказывать поддержку исходя из различных жизненных ситуаций.
На пленарных заседаниях комитета Объединенной районной профсоюзной организации и ее президиума регулярно рассматриваются важные вопросы, возникающие в трудовых коллективах и профсоюзных комитетах предприятий отделения и дорожного подчинения. Большое внимание уделяется условиям и охране труда, выполнению соглашений в этой области, исполнению Директивы Президента Республики Беларусь № 1, а также проведению мероприятий, предусмотренных Комплексной программой «Забота». В числе задач райпрофсожа – подготовка к летнему сезону оздоровительного лагеря «Верба» и улучшение его материально-технической базы.
– Неотъемлемая часть совместной работы администрации и профсоюза – организация оздоровления железнодорожников и их детей, – говорит Николай Денисович. – В Брестском отделении помимо лагеря «Верба» функционируют оздоровительный центр в городе над Бугом, база отдыха «Белое озеро», которые пользуются популярностью.
Представители райпрофсожа контролируют работу профкомов предприятий по вопросам приема, учета членов профсоюза. Также соблюдают выполнение постановлений Федерации профсоюзов Беларуси, БелПрофТранса и Дорпрофсожа. Важная составляющая деятельности – организация культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы на предприятиях и в филиалах отделения.
Для привлечения железнодорожников к занятиям физкультурой и спортом, а также формирования здорового образа жизни ежегодно разрабатывается и утверждается план спортивных мероприятий. В них принимают участие работники всех предприятий и структурных подразделений. В прошлом году спартакиады и первенства были приурочены к 1000-летию образования Бреста. Уже традиционным стал Рождественский турнир по волейболу.
– С недавних пор по нашей инициативе и при поддержке руководства отделения в волейбольных турнирах принимают участие сборные команды из Пинского и Березовского районов, – рассказывает Николай Корецкий. – И, надо сказать, железнодорожники весьма признательны за возможность участвовать в соревнованиях. При желании работников мы можем создать команды и по другим дисциплинам, в которые войдут представители различных профессий.
В этом году в отделении чествовали победителей и призеров спортивных соревнований, а также тех, кто принимал активное участие в культурно-массовых мероприятиях. Среди них – председатель профкома Брестской дистанции сигнализации и связи Елена Горальчук, специалист по кадрам Брестского вагонного участка Ольга Печко и кладовщик этого предприятия Анастасия Шелемова, старший электромеханик Брестского информационного вычислительного центра по экспортно-импортным перевозкам Вадим Кравчук, водитель автомобиля Жабинковской дистанции пути Александр Янчук, которые награждены дипломами и сертификатами.
Местный Дом культуры железнодорожников постоянно удивляет различными конкурсами и театральными постановками. Представители райпрофсожа оказывают содействие работникам ДКЖ в проведении всех мероприятий, смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества, а также нередко и сами участвуют в них в качестве жюри. В настоящее время при Доме культуры железнодорожников функционируют два десятка коллективов и кружков художественной самодеятельности, два любительских объединения, в том числе семь детских коллективов, которые занимаются на платной основе.
В клубных формированиях – 568 человек (из них 254 ребенка), в любительских кружках – 103 работника отделения.
Оказывается помощь профкомам учебных заведений местных лицея и колледжа железнодорожного транспорта при проведении фестивалей, конкурсов и спартакиад.
Сотрудничество осуществляется с другими профсоюзными, ветеранскими первичками и ОО «БРСМ».
К примеру, по организации совместных мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и различным датам: Дню женщин и Дню защитников Отечества, Дню железнодорожника,
Дню матери, Дню пожилого человека и другим. В этом году серьезное внимание уделено важному событию – 75-летию Великой Победы. Организуются встречи с ветеранами войны, состоящими на учете в ветеранской организации.
Ежегодно представители райпрофсожа и профкомов предприятий участвуют в республиканской благотворительной акции «Профсоюзы – детям». Это детские утренники с вручением сувениров, кондитерских наборов, билетов на праздничные представления, организация экскурсий. Особое внимание уделяется детям-инвалидам и малышам, оставшимся без попечения родителей.
Постоянное внимание – вопросам улучшения условий и охраны труда работников. В рамках общественного контроля технической инспекцией труда райпрофсожа проводятся проверки и мониторинги в филиалах отделения и предприятиях дорожного подчинения. Обращается внимание на соблюдение законодательства об охране труда, обеспечение железнодорожников средствами индивидуальной защиты и продуктами в связи с работой во вредных условиях, а также на соответствие санитарно-бытовым нормам.
Первичные профсоюзные организации принимают участие в ежегодном отраслевом смотре-конкурсе на лучшую организацию общественного контроля за состоянием охраны труда. В прошлом году победителем признали соответствующую комиссию профкома вагонного депо Брест. А первичка Жабинковской дистанции пути заняла тогда третье место.
Юрий ФЕДОРЕНКО
Объединенная районная профсоюзная организация Гомельского отделения
Главный принцип – созидать
Справедливость, открытость, прозрачность – важные принципы, на которых строится работа Объединенной районной профсоюзной организации Гомельского отделения.
– 2020-й для профсоюзного движения железнодорожников – особый, юбилейный. Знаковую дату – 75-летие со дня образования – в прошлом году отпраздновал и райпрофсож Гомельского отделения, – рассказывает его председатель Виталий Сущинский. – На протяжении многих лет главной задачей остается защита трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, улучшение уровня их жизни, развитие системы социального партнерства. Высокий авторитет организации подтверждают и цифры. Профсоюз гомельских железнодорожников объединяет 46 первичек (более 27 тыс. человек), а это 99,4% тружеников коллектива отделения.
Успехи любого предприятия в первую очередь зависят от единства интересов работников и нанимателя. Большое влияние на это оказывает именно профсоюз.
– Профсоюз и руководство коллектива – две стороны, взаимодействие которых можно сравнить с гребцами в лодке. Если они действуют слаженно, то и лодка держится уверенно. А если нет взаимопонимания, отсутствует стремление к нему, то это неизбежно отразится и на производительности труда, – подчеркнул Виталий Валентинович. – Чтобы предприятие успешно развивалось, необходимы ясные, четкие договоренности и правила. Они отражены в Коллективном договоре Гомельского отделения на 2019 – 2021 годы, при заключении которого районная организация профсоюза выступает представителем трудящихся. Данный документ в полной мере демонстрирует уровень защиты людей в любых ситуациях: начиная от охраны труда и заработной платы и заканчивая оздоровлением, досугом и спортом. К примеру, отдельные положения договора для железнодорожников предусматривают более льготные условия по сравнению с базовыми нормами трудового законодательства. Также работающие во вредных или опасных условиях в качестве компенсации получают дополнительные дни к отпуску и доплаты. Руководство райпрофсожа тесно взаимодействует с нанимателями для решения и производственных задач, и социальных вопросов. Только так можно добиться эффективности.
Ярким доказательством сказанного может служить победа коллектива Гомельского отделения в отраслевом соревновании по итогам 2019 года.
– Очень многое зависит от морально-психологического климата в коллективе, социальной защищенности каждого специалиста, – считает Виталий Сущинский. – Если работник не уверен в завтрашнем дне, не имеет материальных или моральных стимулов, можно ли от него ждать стопроцентного результата, проявления творческой инициативы, стремления развиваться и совершенствовать мастерство? Между нанимателем и профкомом должны быть отношения, основанные на конструктивном диалоге и открытой политике. Если они друг друга услышали, то в конечном счете придут к единству, и проблема будет решена.
Поэтому важно, подчеркнул собеседник, чтобы председателю профкома доверял коллектив. А это зависит от многого: от правильного общения с людьми, умения слушать, контактировать с руководством. Профсоюзный лидер обязан быть настойчивым в решении волнующих персонал вопросов и в то же время толерантным, тактичным, а еще немного быть психологом. Важно также владеть азами трудового законодательства. Помимо коллективных договоров предприятий и отделения в своей деятельности мы руководствуемся Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», уставами Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций и Федерации профсоюзов Беларуси, Положением об Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей, а также другими документами.
Авторитет каждой общественной структуры зарабатывается конкретными делами, уверен Виталий Валентинович.
– Железнодорожники обращаются с разными вопросами. И наша задача – поддержать их и в радости, и в беде, а также в решении рабочих или житейских проблем. Оказываем правовую, социальную помощь. К примеру, разбираемся в спорных вопросах по поводу начисления дополнительных выплат, льгот. Специалисты общественной юридической консультации готовы дать квалифицированный ответ: все ли соответствовало законодательству при заключении или расторжении трудового контракта, оформлении пенсии. Стоит также подчеркнуть, что значительная часть перечисляемых денежных взносов расходуется на оказание материальной помощи членам профсоюза, которые попали в трудную жизненную ситуацию, долгое время болеют.
Большую поддержку со стороны административных и профсоюзных структур получают молодые кадры, а также те, кто вернулся на предприятие после службы в армии. Рабочие места по профилю предоставляются всем выпускникам-бюджетникам средних специальных учреждений образования и БелГУТа.
Не остаются без внимания многодетные семьи и женщины, которые одни воспитывают детей. Их обращения рассматриваются в кратчайшие сроки. если необходимо, оказываем финансовую помощь. Так, в прошлом году многодетным семьям профсоюз оплатил 15% родительского взноса за путевки для взрослого и ребенка. Райпрофсож ежегодно участвует в общереспубликанской акции «Профсоюзы – детям», организует поездки в минские дельфинарий и аквапарк, на новогоднее представление, другие праздники. В преддверии учебного года по традиции помогает собирать портфель первоклассникам.
Комиссии общественного контроля райпрофсожа Гомельского отделения следят за соблюдением законодательства о труде, созданием надлежащих санитарно-бытовых условий для работников, снабжением их средствами индивидуальной защиты. На предприятиях своевременно ремонтируются гардеробные, душевые, сантехнические помещения. Отдельное внимание уделяется обеспечению железнодорожников горячим питанием в столовых и буфетах. В структурные подразделения, у которых нет такой возможности, привозят комплексные обеды, приготовленные с применением технологии шокового охлаждения. Комнаты отдыха на предприятиях оснащены всей необходимой бытовой техникой. Такой подход дает положительный результат. К примеру, по итогам работы за 2019 год коллектив Калинковичской дистанции пути стал победителем районного смотра-конкурса на лучшую организацию по охране труда.
Отметим, что по результатам мониторинга всех 26 организаций, находящихся в центре внимания райпрофсожа, системных нарушений, связанных с несоблюдением трудового законодательства, не выявлено. В структурных подразделениях стимулируют инициативу, поддерживают передовиков производства.
Так, на предприятиях с работниками, не допустившими нарушений трудовой дисциплины, заключают контракты на максимальный срок.
– Райпрофсож тесно сотрудничает с председателем совета ветеранов отделения Борисом Шиловым. Интересуемся, нужна ли с нашей стороны помощь, – рассказывает Виталий Сущинский. – В соответствии с Коллективным договором и программой «Забота» неработающим пенсионерам оказываем материальную поддержку, поздравляем с юбилеями, государственными и профессиональными праздниками, помогаем с оплатой путевок в санаторий. Стало уже традицией чествовать ветеранов в День пожилых людей. Всегда приглашаем их в туристические поездки, на встречи с молодежью, предлагаем билеты на концерты и культурно-массовые мероприятия. Так, по-доброму вспоминают наши ветераны поездку в Брянск, куда белорусских железнодорожников пригласило руководство Московской железной дороги (филиала ОАО «РЖД»), Брянского регионального обособленного подразделения Дорпрофжела, совета ветеранов и клуба «Друзья-ветераны» брянского Дворца культуры железнодорожников. Не менее интересным и запоминающимся стал ответный визит россиян.
Ветераны бодры и молоды душой. Многие участвуют в выставках и ярмарках, выступают в составе творческих коллективов, поют в народном хоре ветеранов «Берегиня» и народном вокальном ансамбле «Гомельчанка».
Залогом успешного труда является хороший, полноценный отдых. Самочувствие работника напрямую влияет на обеспечение безопасности движения поездов и выполнение требований охраны труда.
– Поэтому оздоровлению и популяризации здорового образа жизни профсоюз уделяет особое внимание.
К слугам работников отделения кружки и секции Дворца культуры железнодорожников, стадион «Локомотив» и санаторий Гомельского отделения, – продолжает Виталий Валентинович. – К слову, в здравнице за время отдыха можно выполнить функциональные пробы и пройти диагностические обследования для врачебно-экспертных комиссий, определяющих профессиональную пригодность. За минувший год там отдохнуло более 2 тыс. работников и членов их семей. Еще 590 наших детей набрались сил и здоровья в детском лагере «Лесные дали».
Райпрофсож оказывает спонсорскую помощь для закупки спортивного инвентаря и оборудования в санаторий и детский лагерь. При финансовой поддержке организации проводят отделенческие спортивные соревнования и культурно-массовые мероприятия, приобретают абонементы на посещение городских бассейнов, дворцов спорта, билеты в театр и цирк, на концерты популярных артистов. Ежегодно в урочище Студеная Гута (недалеко от Гомеля), где находится детский оздоровительный лагерь «Лесные дали», проводятся дни здоровья, семейные праздники, туристические слеты. Для полноценной реализации всех возможностей необходимо лишь одно – инициатива самих членов профсоюза. И отдача с их стороны есть.
Гомельские железнодорожники занимают призовые места в конкурсах профессионального мастерства, интеллектуальных играх и КВЖ, становятся лидерами в рационализаторской деятельности, призерами дорожных и республиканских соревнований, показывают высокий уровень спортивной подготовки в рамках круглогодичной спартакиады, на туристических слетах и состязаниях.
– В завершение хочу пожелать всем трудовым коллективам и членам профсоюза крепкого здоровья и, конечно, мира, – подытожил Виталий Сущинский.
Лидия СЕРГЕЕВА
Объединенная районная профсоюзная организация Могилевского отделения
Обеспечить всестороннюю поддержку
Районная профсоюзная организация Могилевского отделения объединяет 34 первичные организации. Их лидеры и актив наряду с созданием благоприятных условий труда большое внимание уделяют оздоровлению, спорту, культуре и другим вопросам. Об особенностях этой работы рассказал председатель райпрофсожа Юрий Клебча.
– На учете у нас состоит свыше 10,5 тыс. работающих членов профсоюза и около 4,5 тыс. ветеранов на заслуженном отдыхе. Охват составляет 98,9%, – отмечает Юрий Леонидович.
Лидеры первичек и руководство райпрофсожа решают широкий круг вопросов. Среди них – выполнение коллективных договоров, проведение отраслевых соревнований, соблюдение требований охраны труда, организация детской и взрослой оздоровительных кампаний, улучшение жилищно-бытовых условий, спортивная и культурно-массовая работа, поддержка молодежи, взаимодействие с советами ветеранов и другими общественными формированиями.
Кроме того, большое внимание профсоюзное руководство уделяет дисциплине внутри организации.
И это логично, ведь четкое выполнение поручений позволяет избежать многих недостатков и упущений в работе первичек.
Важную роль в повышении эффективности их деятельности играет хорошо организованная система обучения, получения новых знаний. Например, ощутимый эффект приносят ежегодные двухдневные семинары с участием председателей профкомов и казначеев. На таких встречах рассматриваются насущные вопросы оргмассовой работы, особенности применения Трудового кодекса, Коллективного договора. На учебу приглашают специалистов Дорпрофсожа, Облсов-
профа, райпрофсожа. Кроме того, в минувшем году в Могилеве, например, состоялся семинар профсоюзного актива всей дороги с участием представителей Федерации профсоюзов Беларуси. Ежегодно проводится обучение на базе Международного университета «МИТСО». В частности, в октябре 2019-го оно было организовано для 33 общественных инспекторов по охране труда, которым вручали подтверждающие документы.
– Главный и основополагающий момент деятельности первичек и райпрофсожа – выстроенная система информирования работников, – отметил Юрий Клебча. – Если рядовые члены профсоюза осведомлены, ощущают внимание и поддержку, то престиж организации возрастает. Ежегодно специалисты райпрофсожа проводят дни информирования на предприятиях в Могилеве, Осиповичах, Кричеве, Слуцке и встречи с профактивом.
Последний задействован и в работе, направленной на экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Такая деятельность уже принесла ощутимый эффект на многих предприятиях отделения, в том числе локомотивных депо Могилев, Осиповичи и Кричев.
В Могилевском отделении сильны традиции преемственности. По итогам отчетно-выборной кампании 2019 – 2020 годов список председателей профкомов обновился примерно на треть. Новые лидеры всегда могут рассчитывать на поддержку более опытных коллег.
Среди тех, на кого можно равняться, – освобожденные председатели профкомов Жанна Лебедь (аппарат отделения), Виктор Церковный (локомотивное депо Могилев), Анатолий Савченко (Могилевская дистанция пути), Анжела Косько (Осиповичское вагонное депо), а также неосвобожденные: СветланаГусева (Могилевская дистанция гражданских сооружений), Тимур Стречень (локомотивное депо Кричев), Ольга Николаева (станция Слуцк), Сергей Полонейчик (станция Осиповичи). Немало и других активных и ответственных руководителей первичек, которые своей деятельностью завоевали авторитет и переизбрались на новый срок.
В фокусе пристального внимания профсоюзов – трудовая и технологическая дисциплина. Технический инспектор райпрофсожа осуществляет проверки, мониторинги, после чего выдает нанимателям представления и рекомендации для устранения нарушений.
С участием профсоюзного актива проводится и ежегодный смотр-конкурс на лучшее санитарно-бытовое помещение. Постепенно совершенствуется система прохождения медицинской комиссии. Во многом благодаря созданию на базе санатория «Дубровенка» условий для проведения диагностических исследований, необходимых при осуществлении обязательных медицинских осмотров.
Среди приоритетов – оздоровление железнодорожников. «Дубровенка» пользуется большой популярностью. Кроме того, в одноименном оздоровительном лагере отдых детей организован в летний период в четыре смены.
– Особое внимание уделяется спорту, – подчеркнул Юрий Леонидович. – Благодаря такой всесторонней поддержке железнодорожники укрепляют здоровье, продлевают профессиональное долголетие и демонстрируют впечатляющие результаты как на местном, так и на дорожном, отраслевом, республиканском и международном уровнях. В частности, по итогам дорожной круглогодичной спартакиады Белорусской железной дороги коллектив Могилевского отделения в течение нескольких последних лет регулярно был лидером.
Успешно организована и культурно-массовая работа. Клубные образования действуют на базе КСЦ. Среди творческих коллективов есть обладатели звания образцовых и народных. Регулярно проходят турниры по интеллектуальным играм, конкурсы профессионального мастерства, творческие состязания. Хорошей традицией стало проведение в Могилеве дорожного фестиваля «Клуб веселых железнодорожников».
Окружены вниманием и заботой ветераны. Для них ежегодно организуют вечера-встречи. Профсоюзы оказывают им и другую поддержку. Наведение порядка и поддержание в надлежащем эстетическом состоянии памятных мест, закрепленных за структурными подразделениями и дочерними предприятиями, – важная задача профсоюзного, идеологического актива и представителей ОО «БРСМ».
Уверенная подача
В профсоюзной работе, как и в волейболе, очень важны уверенность и командный дух. Лидер первички локомотивного депо Кричев Тимур Стречень за более чем десять лет своей деятельности успел в этом неоднократно убедиться.
Тимур Владимирович работает на предприятии психологом, умеет найти подход к каждому человеку, вдохновляет коллег своей активностью. Поэтому вполне объяснимо, почему именно ему в свое время предложили возглавить профсоюзный комитет депо. На этот пост его выдвинули в 2009 году. И с тех пор дважды переизбирали, а, значит, по-прежнему доверяют.
– Поначалу было непросто, – признается он. – Но за несколько лет приобрел ценный опыт, нашел надежных единомышленников. В профсоюзной деятельности очень помогают коллеги: в культурно-массовой работе, спорте, других сферах. Совместными усилиями мы решаем важную задачу: создаем условия для всестороннего развития наших работников.
В локомотивном депо Кричев с 2009-го проходит ежегодный кубок по волейболу. Он посвящен Сергею Листратенко и Александру Луговому, которые когда-то здесь трудились, а позже принимали участие в военных действиях в Афганистане. Соревнования традиционно проводятся накануне 15 февраля – годовщины вывода советских войск из этой страны.
– Обычно участвуют четыре-пять команд из разных подразделений нашего депо. А в 2019-м к ним присоединилась сборная ветеранов, – рассказывает Тимур Стречень. – Все готовятся к соревнованиям тщательно: профсоюз обеспечивает работников абонементами в спортзал, и те в течение трех месяцев ходят на тренировки, оттачивают мастерство.
Я и сам с удовольствием играю в волейбол, выступаю в составе одной из команд.
Кроме того, по инициативе профсоюза приобретено туристическое снаряжение, благодаря чему появилась возможность организовывать походы. Пользуется популярностью и зимний День здоровья, когда работники и члены их семей выезжают на природу, участвуют в спортивных соревнованиях и конкурсах. Доброй традицией может стать и турнир по интеллектуальным играм. Впервые мероприятие прошло в минувшем году при поддержке профсоюзов и Культурно-спортивного центра. Помимо команды из локомотивного депо в нем продемонстрировали эрудицию представители местных дистанции пути и станции. Участники и зрители получили массу положительных эмоций.
– Ко Дню железнодорожника и Новому году, другим праздникам стараемся порадовать своих сотрудников хотя бы небольшими подарками. Если, например, брелок или полотенце, то с корпоративной символикой и с теплыми словами, – объясняет Тимур Владимирович. – Очень важно, чтобы члены профсоюза гордились своим предприятием и профессией, чувствовали себя защищенными.
Руслан АНАНЬЕВ
Объединенная районная профсоюзная организация Витебского отделения
Ежедневно в центре внимания
Защита социальных прав и гарантий железнодорожников, соблюдение трудового законодательства, укрепление производственной дисциплины, организация культурно-массовой и спортивной работы – эти и другие актуальные темы ежедневно в центре внимания профсоюзного актива предприятий Витебского отделения.
В настоящее время Объединенная районная профсоюзная организация отделения включает 29 первичек. В них насчитывается свыше 13,6 тыс. человек, из которых более 9,3 тыс. трудятся сегодня на благо магистрали, остальные – ветераны на заслуженном отдыхе. Во главе восьми первичных организаций – освобожденные председатели.
В минувшем году на отчетно-выборной конференции председателем райпрофсожа избран Василий Адамович, который 10 лет руководил коллективом Витебской базы (транспортной). На конференции были подведены итоги работы организации за последние несколько лет. Сделано было многое.
На совместных заседаниях президиума райпрофсожа и руководства отделения регулярно рассматривались различные вопросы, в том числе выполнение условий Коллективного договора, соблюдение режима труда и отдыха локомотивных бригад, распределение мест в узловых общежитиях. Также была дана оценка работе общественных инспекторов по охране труда и безопасности движения, подвели итоги соревнований среди структурных подразделений отделения.
– Основная задача райпрофсожа – защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза. Реализация этой цели в основном осуществляется через заключение коллективного договора. В настоящий момент это соглашение выполняется в полном объеме. В нем прописаны такие важные положения, как оплата, режим труда и отдыха, охрана труда, гарантия занятости, развитие кадрового потенциала, социальная поддержка работников отделения, молодежи и ветеранов, гарантия прав профсоюзов, оздоровление железнодорожников и их детей, – подчеркивает председатель райпрофсожа Василий Адамович.
Комиссией райпрофсожа, а также первичными профсоюзными организациями на предприятиях отделения регулярно проводятся мониторинги соблюдения законодательства о труде, на контроле – предоставление отпусков, правила внутреннего распорядка, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины. Также проходят встречи с правовыми инспекторами Витебского областного объединения профсоюзов, республиканских комитетов профсоюза. Железнодорожники обращаются к ним за консультацией, получают помощь в решении различных вопросов. При профкомах созданы и действуют комиссии по трудовым спорам, куда каждый работник может обратиться с заявлением о нарушении трудового законодательства.
– Особое внимание президиума райпрофсожа – обращениям граждан. Железнодорожники для защиты своих прав и интересов широко используют письменные и устные формы этой работы. Их волнуют вопросы оплаты труда, применения контрактной системы найма, жилищного законодательства, привлечения к дисциплинарной ответственности, оказания материальной помощи, – продолжает Василий Брониславович.
В числе важнейших направлений деятельности профсоюзного актива – создание здоровых и безопасных условий труда, выполнение комплексных планов по их улучшению, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Приоритетные вопросы – обеспеченность средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовые условия, охват горячим питанием.
Для осуществления общественного контроля по соблюдению законодательства об охране труда в первичных профсоюзных организациях работает 31 общественная комиссия, в составе которой 590 инспекторов. Председатели всех первичных профсоюзных организаций принимают активное участие в Днях охраны труда, мониторингах соблюдения норм и правил охраны труда. Подготовке и обучению общественных инспекторов по охране труда уделяется большое внимание. В минувшем году в семинарах на базе Международного университета «МИТСО» приняли участие более двух десятков человек.
В своей работе райпрофсож большое внимание уделяет обучению профсоюзных кадров, оказывает консультативную помощь председателям и казначеям профорганизаций по соблюдению финансовой дисциплины, налогового законодательства, ведению делопроизводства.
Организация оздоровления на качественном уровне – также в поле зрения профсоюзных активов. В числе самых популярных здравниц у работников Витебского отделения – санаторий «Железнодорожник», а у их детей – оздоровительный лагерь «Магистраль». Среди предприятий, которые наиболее активно работают по вопросам оздоровления, – локомотивное депо Витебск, Витебская и Полоцкая дистанции сигнализации и связи, вокзал станции Витебск, Витебский вагонный участок, станция Новополоцк.
Не остается райпрофсож в стороне от организации и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. И это не только спартакиады, туристические слеты, праздничные концерты, но и творческие конкурсы (по фотографии, истории родного края). Железнодорожники с удовольствием отправляются в экскурсионные поездки, активно участвуют в общереспубликанской акции «Профсоюзы – детям».
Большое внимание уделяется работе с молодежью, не забывают и о ветеранах. Президиум райпрофсожа и профсоюзные комитеты предприятий совместно с советами ветеранов рассматривают ход выполнения Комплексной программы «Забота». Их тесное сотрудничество помогает решать вопросы, которые волнуют тех, кто сейчас находится на заслуженном отдыхе. Кроме того, в Коллективный договор отделения внесен раздел о социальной поддержке этой категории. Ежегодно профсоюзные организации оказывают всестороннюю и разноплановую помощь ветеранам-железнодорожникам, а также трудовым коллективам отделения дороги в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
– Хочу выразить искреннюю благодарность всему профсоюзному активу отделения за деятельное участие в жизни своих коллективов, отстаивание прав и интересов работников, взаимопонимание и поддержку в решении социальных вопросов, выполнение Коллективного договора, создание благоприятного морально-психологического климата в команде, – подытожил Василий Адамович.
Ценят за неравнодушие
Ответственность, добросовестность, отличные организаторские способности, уважение к людям и неравнодушие – все эти качества профсоюзного лидера присущи Вере Ушкур, освобожденному председателю первичной профсоюзной организации Воропаевской дистанции пути. Почти за два десятка лет она вместе с коллегами совершила немало добрых дел, а также реализовала полезные инициативы.
– Помимо бумажной работы мне много приходится общаться с людьми. И я заметила: чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. Такое правило действует всегда, – уверена Вера Евгеньевна. – Профсоюзному лидеру важно быть психологом, уметь наладить контакт, выслушать и поддержать. Не нужно навязываться, но нельзя терять и живую связь с коллективом. Кто-то лишний раз может постесняться обратиться с просьбой, но с охотой откликнется на предложение, если инициативу проявит профком. К примеру, многие забывают о возможности качественного оздоровления в наших железнодорожных здравницах. Напоминаю об этом и тем, кто сейчас трудится в дистанции, и ветеранам. Они благодарят за своевременно подсказанную информацию.
В составе профсоюзной организации дистанции пути – 447 человек, из которых 136 – ветераны. Стоять на страже интересов трудящихся, тем более такого большого количества людей, – задача ответственная. Для этого председатель и его единомышленники должны быть юридически грамотными: хорошо владеть законодательной базой и не забывать о самообразовании, постоянно обновляя знания в этой сфере.
– У меня надежные помощники, чуткие и увлеченные общим делом люди. Это Леонид Дехтерёнок и Наталья Кандыбина, Анна Цымбалюк и Елена Боровко, а также старший общественный инспектор по охране труда Олег Разумовский, казначей Наталья Казаровец.
За работу с молодежью отвечает Надежда Кимбар. Всегда полна творческих идей Светлана Алехнович, – знакомит с активом профкома Вера Евгеньевна.
Тесное сотрудничество налажено с советом ветеранов, его председателем Валентиной Трофимовой. К поколению, которое много лет посвятило дистанции, здесь относятся особо внимательно: сразу откликаются на их просьбы, поздравляют с праздниками, стараются спланировать для них интересный досуг – к примеру, приглашают на концерты в Воропаево, Поставы.
Вера Ушкур в коллективе Воропаевской дистанции пути с 1992 года. До того, как возглавила профсоюзную первичку, работала инженером по охране труда. Сегодня в ее копилке есть профсоюзные награды. Своими деловыми качествами, уравновешенностью заслужила доверие и авторитет у коллег.
Родилась собеседница в городе Алатырь в России. Окончив с красным дипломом местный железнодорожный техникум, в 1979 году она поступила в ЛИИЖТ, выбрав специальность инженера-механика. Здесь познакомилась с будущим мужем Александром. Они получили высшее образование и по распределению отправились на Даугавпилсский локомотиво-ремонтный завод. Спустя восемь лет переехали в Беларусь – на родину Александра Иосифовича. Семья обосновалась в Воропаево, устроившись в местную дистанцию пути: Вера Евгеньевна – инженером по охране труда, а ее супруг – заместителем начальника по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам. По стопам родителей пошли и дети: дочь Вероника трудится на станции Полоцк, а сын Евгений – в локомотивном депо Полоцк.
В свободное от работы время Вера Евгеньевна охотно занимается огородничеством, цветоводством. В радость железнодорожнице общение с внуком, которого балует своими фирменными чебуреками. А еще Вера Евгеньевна с удовольствием готовит для родных блюда белорусской кухни. Она признается, что на ее малой родине драники с мясом – диковинка, поэтому с удовольствием освоила рецепт.
Решать различные задачи, которые ставит жизнь, Вере Ушкур помогает ее кредо – не унывать, радоваться каждому дню, а также по-доброму относиться к людям.
Екатерина ОСОВСКАЯ