Как «Водил поезда машинист»
Советский кинематограф изобилует фильмами о Великой Отечественной. Десятки из них не просто стали классикой, но и ассоциируются у многих с ключевыми событиями военных лет, легендарными именами и даже профессиями.
В этом ряду немало художественных лент, связанных с железной дорогой. О некоторых мы уже писали в нашей рубрике. Теперь рассказ о картине куда более скромной и, как кажется, незаслуженно забытой современным поколением с таким близким для железнодорожников названием – «Водил поезда машинист». Ее обаяние и какой-то особый внутренний свет, несмотря на жесткость и суровость показанных событий военной поры, – будто бальзам с экрана на прагматичные души людей ХХI века.
Фильм снят в 1961 году на Одесской киностудии режиссером Виктором Жилиным. К сожалению, имя этого постановщика также практически забыто.
И совершенно незаслуженно. Его фильмы – ныне редкие гости на экране. А ведь некоторые из них, включая «Машиниста…», в свое время имели большой успех у зрителей. Их обсуждали и пересказывали, а открытки с фотографиями актеров из картин Жилина раскупались в киосках, как горячие пирожки. Секрет популярности был прост: режиссер обладал удивительной способностью очень точно передавать дух времени и отражать пускай даже не самые значительные, но выразительные детали, присущие конкретному времени действия в ленте. И все это вкупе с филигранным подбором исполнительского состава, где каждый созданный кинообраз – олицетворение десятков реальных людей, живущих с нами рядом, знакомых и понятных. Наверняка кто-то из представителей старшего поколения вспомнит такие небезызвестные в свое время работы мастера, как «Исправленному верить», «Западня», «Особое мнение», «Чертова дюжина», «Легко быть добрым» и другие.
Что касается фильма «Водил поезда машинист», то немаловажными при его создании стали несколько существенных факторов, связанных с биографией самого режиссера. Виктор Сергеевич был фронтовиком. Уже в 1942-м 19-летний парень, окончив артиллерийское училище, воевал, прошел с боями множество верст, был награжден… После Великой Отечественной, еще до поступления во ВГИК, ему довелось достаточно долго поработать в качестве режиссера-практиканта на киностудии «Центрнаучфильм». Часто приходилось бывать в железнодорожных узлах, в различных депо, где он подробно познакомился со спецификой стальных магистралей. То есть две весомые составляющие – война с ее испытаниями разных судеб и железная дорога – были знакомы постановщику не понаслышке. Это имело важное значение для будущего фильма, основная часть действия которого касалась фашистского плена и движения составов.
В центре киноповествования – история девушки Ольги Ручьевой, оказавшейся на принудительных работах на оккупированной территории. Она работает стрелочницей на небольшом железнодорожном полустанке. Каждый день перед ее глазами проходят эшелоны с военнопленными. Как помочь несчастным, девушка не знает, но всей душой желает что-то сделать. Однажды Ольга знакомится с машинистом Федором, который водит эти составы. Он сам из пленных и вынужден работать на немцев под страхом смерти. Молодые люди решаются на неслыханную дерзость – освободить заключенных, устроив их побег. Вдвоем они продумывают план, где одна из главных ролей отведена паровозу, а также смекалке и профессионализму людей, его ведущих. К сожалению, в самый ответственный момент все задуманное рушится – фашисты вычисляют организаторов. Беглецов ждет неминуемый расстрел, и только Федор чудом избегает страшной участи. Дальше судьбы героев расходятся, война заканчивается. Казалось бы, жизнь разлучила их навсегда. Но, как говорят, не было бы счастья… Спустя 16 лет после описанных событий Федор попадает в автомобильную аварию и оказывается в больнице. И там он снова встречает… Ольгу!
Здесь стоит упомянуть то, что сценарий фильма написал Иван Бондин, который имел прямое отношение к военной журналистике – во время Великой Отечественной выступал автором «Боевых киносборников». По его же признанию, в основу материала положена реальная история времен войны, рассказанная одним из железнодорожников. Скорее всего, так и было, поскольку по законам кинопатриотического соцреализма герои должны были совершить побег. Пусть с жертвами, но он должен был случиться. Однако этого не произошло. Тот редкий случай, когда художественная правда уступила место жизненной, даже в ущерб драматургии.
Следует признать, что фильм во многих отношениях довольно наивен. И не только в смысле сюжетных коллизий. Но в этом-то и прелесть! Во-первых, с точки зрения операторской работы картина очень красива. Ее снимал оператор Юрий Романовский не на самую лучшую пленку того времени в черно-белом формате. При этом смотрится лента совершенно естественно, легко, пластично. Простота повествования настолько органична, что невольно поддаешься ощущению, будто на экране родные и близкие тебе люди из прошлого. А самое главное – их лица, глаза… В них отсутствуют дерзость, самоуверенность, наглость, присущие многим героям современного кино. Они какие-то спокойные или даже смиренные, но при этом активные, ценящие и любящие жизнь. Такими же выглядят наши родители, дедушки и бабушки на старых черно-белых фотографиях в альбомах. Да и мысли свои они высказывают другим, более мягким и очень человечным языком. Фильм изумительно передает дух времени – сороковых, пятидесятых, начала шестидесятых…
В нем есть все – и война, и дружба, и любовь. Особый колорит придает подробная железнодорожная составляющая. К примеру, в ленте очень объективно показано, насколько сложна была работа машинистов паровозов и их помощников. Могли быть и нестандартные ситуации. Об одной из них, кстати, довольно динамично рассказывается в картине. Следует отметить обилие в ней специфического железнодорожного материала. Для любителей – просто клад. Да и обычных зрителей это вряд ли смутит, скорее, наоборот, – уж больно все органично. Любопытны и детали быта той поры, которых с избытком в повествовании. А чего стоят отдельные сцены в движении, улыбки героев, напряжение на лицах, жесты, присущие военному времени – например, то, как персонаж швыряет окурок…
Особая роль в фильме отведена локомотивам. В основном здесь фигурируют легендарные паровозы серии Э, спроектированные еще до революции. Они были существенно доработаны в 1930-х годах и оказались настолько удачными, что в войну составили ядро колонн особого резерва НКПС для бесперебойного обеспечения перевозок на прифронтовых линиях. Эти выносливые «работяги» внесли неоценимый вклад в дело общей Победы и заняли почетное место в истории железнодорожной техники.
Примечателен «Машинист…» и великолепным актерским ансамблем. Роль машиниста Федора сыграл очень известный актер своего времени Григорий Гай. Кстати, в 1941 году уже имея высшее театральное образование, он ушел ополченцем на фронт. Однако командировали на Тихоокеанский флот – для работы в воинском театре. Прекрасный дуэт актеру составила заслуженная артистка РСФСР Людмила Люлько, создавшая незабываемый образ обаятельной патриотки Ольги Ручьевой. К слову, у нее не так много кинематографических ролей, но театральный талант высоко ценился зрителями и профессионалами. Из жизни она ушла довольно рано. Между прочим, известный сегодня музыкант Максим Леонидов является сыном Людмилы Александровны. Конечно же, нельзя не отметить игру народного артиста СССР, человека, прошедшего сталинские лагеря, легендарного Георгия Жженова в его еще «дорезидентский» период. Замыкает четверку исполнителей главных ролей народный и тоже всеми любимый актер Леонид Куравлев, тогда совсем еще молодой, создавший яркий характерный образ помощника машиниста. Их всех замечательно дополнили десятки других заметных персонажей фильма. Роли каждого, пусть даже в эпизоде, режиссер уделял самое пристальное внимание. И это тоже одно из отличий советского черно-белого кинематографа, где за цветной картинкой не спрячешься, а будь добр – играй на максимуме. Возможно, поэтому картина так неподдельно трогает.
Да, фильм ценен не хитросплетениями событий, а своей человечностью. В нем просто, ненавязчиво и очень доступно отражено благородство души, которое в каждом из нас есть, но беспрерывно подавляется внешними факторами. Вопрос в том, хотим ли мы этому сопротивляться. А картина как раз утверждает, что люди могут быть добрыми, отзывчивыми, умеющими прощать друг другу слабости и ошибки, помогать их преодолевать, как бы наивно в наше время это ни звучало.
Александр БОГДАН