Дорога, ставшая судьбой
Когда слушаешь воспоминания ветеранов, которые выдержали тяжелые испытания военного лихолетья, а в мирное время самоотверженно трудились, не перестаешь восхищаться их стойкостью, оптимизмом и жизнелюбием. Среди таких сильных духом людей и Галина Николаевна Игнатенко (на фото в центре) – ветеран Главного расчетного информационного центра магистрали, ранее трудившаяся старшим инженером-технологом. В нынешнем году она отметила 80-летие.
– До войны наша семья жила в деревянном доме вблизи станции Орша-Восточная, – вспоминает собеседница. – Родители трудились в колхозе «Красный Берег». В семье росли три дочери – старшая Ольга, Надежда и я, самая младшая.
С первых дней Великой Отечественной Оршанский железнодорожный узел, как один из стратегических объектов, подвергся мощной бомбардировке. Разрывами снарядов, заревами пожарищ – вот таким опустошающим ураганом ворвалась война в нашу мирную жизнь. Началось массовое уничтожение еврейского населения. Людей расстреливали вблизи места, где мы жили. Сейчас там установлен памятник.
Своего отца Николая Васильевича моя собеседница не помнит. Когда его призвали в армию, дочь была маленькая –год и пять месяцев. И с фронта домой солдат не вернулся. Мать Аграфена Тихоновна с тремя детьми проживала на оккупированной территории до декабря 1943 года. А затем фашисты всю семью вместе с другими жителями принудительно отправили в Германию. Везли в битком набитых крытых вагонах. До места назначения доехали не все. А тех, которые выжили, определили в трудовой лагерь.
– По утрам маму и старшую сестру вместе с другими узниками отправляли на тяжелые работы. А мы, еще совсе маленькие, оставались в бараках, – продолжает Галина Николаевна. – Так продолжалось до 1945 года, пока нас не освободила Красная армия. Это была огромная радость. Когда вернулись в родную Оршу, узнали, что в нашем доме уже проживают другие люди. Тогда местные власти выделили нам небольшую комнату на четырех человек.
Первое время семья сильно голодала. Печурку в комнате топили щепой, которую собирали, где могли. Аграфена Тихоновна со старшей дочерью устроились на работу. Но каторжный труд в Германии сказался на здоровье, и в ноябре 1946 года три сестры остались сиротами. Младших детей определили в детский дом в деревне Берестеново, что в километрах двенадцати от Орши.
Прошли годы… Галина с отличием окончила семь классов и по совету воспитательницы поступила в оршанский железнодорожный техникум: там стипендия учащимся была больше, чем в других учебных заведениях.
По распределению Галину Игнатенко направили на Октябрьскую магистраль, где она трудилась дежурным на разных станциях. Затем поступила в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет «Управление процессами перевозок». Девушка хорошо училась, активно проявила себя и в общественной жизни: занималась в парашютной секции, была капитаном волейбольной команды факультета, зимой ходила на лыжах.
После окончания вуза молодого специалиста направили на Одесско-Кишиневскую магистраль поездным диспетчером. А 1968 году она перевелась на Белорусскую железную дорогу.
В Минском отделении Галина Николаевна работала поездным диспетчером, затем старшим инженером по научной организации труда в службе движения Управления дороги. А с 1982-го – в Дорожном вычислительном центре. Его коллектив в те годы внедрял новые разработки в использовании электронно-вычислительных машин, что давало импульс к развитию автоматизированной системы оперативного управления перевозочным процессом.
В 1990-м Галина Николаевна вышла на заслуженный отдых. Но еще более двадцати лет отработала в Минском учебно-методическом центре Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта. За добросовестный труд на магистрали она неоднократно поощрялась руководством, была победителем конкурсов профессионального мастерства. Награждена медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне.
– Белорусской железной дороге я посвятила более 45 лет, – говорит Галина Николаевна. – Именно здесь реализовала себя в производственной деятельности, встретила будущего супруга Вячеслава Игнатенко, симпатичного, работящего и главное – надежного человека. Многие годы он был слесарем в локомотивном депо Минск.
С Вячеславом Григорьевичем мы вместе прожили сорок семь лет, вырастили сына Виктора. Он тоже работал в столичном локомотивном депо, а сейчас живет с женой и сыном в Слуцке, трудится в местном оборотном депо. Радует меня и внук. Поэтому, если бы снова пришлось выбирать себе дорогу в жизни, я опять пошла бы на стальную магистраль, которая стала моей судьбой.
Людмила ГРОМЫКО,
председатель совета ветеранов Главного расчетного информационного центра Белорусской железной дороги