Житковичи – от слова «жить»…

Житковичский район – это прежде всего великолепная и во многом уникальная природа. Не зря его иногда называют жемчужиной белорусского Полесья. Сердцем и душой края, без сомнения, является чудесная Припять – одна из самых особенных по ландшафту и пойме рек со своей неповторимой флорой и фауной. На этих землях находятся следы древних стоянок, относящихся к периоду каменного века. А еще здесь некогда было Туровское княжество, образованное более тысячи лет назад.

Точное время основания селения Житковичи неизвестно. Первое письменное упоминание относится к 1500 году: в документах Метрики Литовской оно именуется поместьем Жидковичи Новогрудского воеводства. Была засвидетельствована и судебная тяжба между князьями Войцехом Кучуковичем и Семеном Слуцким: предметом спора как раз и стало местечко, принадлежность которого оспаривалась сторонами. В результате первому удалось доказать, что еще его отец владел здешними землями и людьми и, соответственно, подтвердить свое право на вечное пользование. Так чисто юридический аспект лег в основу летоисчисления современного города. Нет и единственной точки зрения происхождения названия Житковичи.
Среди ученых превалирует версия о прозвище – Житко, или проводится параллель с древним именем Житомер (тот, кто измеряет рожь) – важного в жизни первого поселения на этих землях человека, потомки которого стали называть себя «житковичами». Существует определенная связь и с находящимся здесь большим озером Червоное, которое ранее называлось Житским. Здесь же и река Житковка. А еще в основу могло лечь старинное слово «жуед», означающее «низменное место». Однако большинство сегодняшних жителей города считает, что в названии зашифрованы простые и понятные всем слова одного корня – «жизнь», «жить», «жито» (рожь).
В середине XVI века Житковичи были нанесены на карту Великого княжества Литовского. Потом они упоминаются в архивных источниках как деревня Слуцкого княжества, а еще позже входят в состав Речи Посполитой. После второго ее раздела в 1793 году местечко стало частью Российской империи и центром волости в Мозырском уезде Минской губернии. Местные жители в основном занимались сельским хозяйством и лесными промыслами. Экономически поселение на то время развивалось очень медленно. В значительной степени это объяснялось удаленностью от торговых путей и крупных промышленных объектов. Все изменилось в конце XIX века, когда здесь пролегли Полесские железные дороги.
В сентябре 1886 года была сдана в эксплуатацию линия Лунинец – Гомель и открыта станция Житковичи. Начался бурный рост доселе относительно небольшого местечка. Даже близлежащие деревни Бережье и Заречье объединились, став его улицами. За несколько лет количество жителей приросло вчетверо. Основным промышленным предприятием стал лесозавод, что совершенно закономерно, учитывая обилие в крае лесов с дубами-исполинами. Создавалось множество мастерских. Сельское хозяйство также получило новый импульс в развитии. Трудолюбивые и рачительные житковчане открывали собственные паровые мельницы, некоторые из крестьян окрестных деревень даже оборудовали цеха по изготовлению масла из семян льна.
ХХ век на Житковщине также был полон событий. Размеренность и привычный уклад всколыхнули февральские волнения 1917 года – произошла 12-дневная политическая забастовка на лесопильном заводе. Уже в ноябре здесь была установлена Советская власть. Последующие несколько лет ознаменовались и прессом кайзеровской оккупации, и нашествием петлюровцев, и событиями советско-польской войны…
После Рижского договора Житковичская волость стала пограничной – в 15-ти километрах от райцентра по реке Случь проходила новая граница с Польшей.
Большие испытания принесла Великая Отечественная война. Уже с первых дней оккупации на территории района появилось подпольное движение. В Житковичах, в частности, действовала патриотическая группа под руководством бывшего лесничего Ермолая Гарова. Им самостоятельно даже удалось взорвать цеха паровозного депо и на несколько дней парализовать движение фашистских военных эшелонов, находившихся на железнодорожной станции. Группа стала основной опорой партизан – она собирала сведения о дислокации немецких гарнизонов и движении вражеских составов на восток. На территории района действовало шесть партизанских отрядов, объединенных в 50-ю бригаду. Лесистая заболоченная местность способствовала успеху многих операций.
Весомую лепту в борьбу внесли и железнодорожники. Один яркий пример по этому поводу привела товарный кассир ЛЦТО станции Житковичи Оксана Кацубинская.
– Мой дедушка до войны работал на магистрали, а в партизанском отряде был подрывником, – говорит Оксана Викторовна. – Хорошее знание инфраструктуры, оптимальных точек закладки мин на рельсах, путей подхода к полотну – все это, по его рассказам, очень помогало при выполнении заданий. А еще он прекрасно, как и все местные жители, знал лес, хорошо ориентировался на болотах… Я горжусь им и тем, что являюсь потомственной железнодорожницей. Папа Виктор Демьянович долгие годы работал на магистрали, мама Мария Николаевна в свое время с красным дипломом окончила Брестский государственный техникум железнодорожного транспорта. Вот и я сразу после школы поступила в БелГУТ.
В 2003 году на распределении сама попросилась на малую родину, в Житковичи. Край детства во всех смыслах меня притягивал, да и молодой человек здесь ждал, – с улыбкой признается Оксана Викторовна. – Сначала работала приемосдатчиком груза и багажа, через несколько лет мне доверили должность товарного кассира. В равной степени люблю как свою работу, так и наш чудесный зеленый город, в котором, поверьте, есть на что посмотреть. Я, муж Игорь и двое наших детей также обожаем бывать на природе. Она здесь особенная.
Кстати, Оксана Кацубинская в 2017 году стала победителем дорожного конкурса на звание лучшего по профессии. А еще она профгруппорг коллектива. Упорство и мастерство в своем деле – отличительная черта многих житковчан и моей собеседницы в частности. То же самое можно сказать и про ее коллегу и непосредственного руководителя – заместителя начальника станции Житковичи и начальника ЛЦТО Анастасии Ярёменко.

Заместитель начальника станции Житковичи Анастасия Ярёменко

Родилась она в деревне Дуброва (ныне агрогородок) в семье, где было семеро детей. Большое хозяйство, ежедневный труд, взаимопомощь – на Житковщине многим это не в диковинку. Все лучшее вынесла Анастасия Николаевна из детства. Может еще и поэтому называет коллектив станции большой дружной семьей.
В 2012 году после окончания гомельского отраслевого техникума, ее также распределили на малую родину. Начинала товарным кассиром, работала дежурным по станции Житковичи, заочно получила высшее образование, а не так давно стала заместителем начальника станции. Муж Анастасии – тоже железнодорожник. Недавно они приобрели дом в Житковичах, а их двухлетняя дочь Ева сразу оценила просторное подворье с песочницей. Свою родину, по словам Анастасии Ярёменко, сейчас они не променяли бы ни на что. Вросли корнями, как говорится…
– Да, поначалу хотелось поработать в других местах, – признается собеседница. – Однако спустя годы понимаешь, что ты – часть этого края, прирастаешь к нему душой с еще большей силой. Да и места какие! Вот, к примеру, озеро Червоное. Самые теплые воспоминания детства связаны именно с ним. Папа там работал мотористом катера, а мы ездили на велосипедах встречать его с работы. Обязательным ритуалом было вечернее купание… А с чем можно сравнить Припять, особенно во время разлива?.. Люблю и наш древний Туров – гордость края, воспетая в веках.
Когда-то этот город считался третьим по значимости в Киевской Руси, а позже на этих землях образовалось независимое и очень влиятельное княжество, которое окончательно отделилось в 1162 году при Юрии Ярославиче. Позже Туров был дважды захвачен и сожжен татарами. Затяжной конфликт с Московским государством, в ходе которого он был снова разрушен, стал причиной потери былого величия.

Эта земля со своей богатой историей подарила человечеству выдающиеся имена, среди которых особое место принадлежит Кириллу Туровскому. Он был епископом города, а также видным религиозным писателем, богословом и общественным деятелем, оказавшим большое влияние на духовную жизнь Древней Руси в XII веке.

Некоторые исследователи даже приписывают ему авторство «Слова о полку Игореве». Кирилл Туровский – один из самых почитаемых белорусских святых. В 1470 году в Турове появился на свет и Михаил Глинский, который вошел в историю прежде всего как организатор и руководитель восстания, известного как мятеж Глинских. Уроженцем Турова являлся и литературовед, исследователь жизни и творчества Льва Толстого Александр Шифман.

Александр
БОГДАН

Яндекс.Метрика