Ценен каждый экспонат

В Лунинецкой дистанции пути пополняют экспозицию элементов верхнего строения пути.

Стрелочный перевод на металлических брусьях

Эти уникальные выставочные образцы уже не применяются на дороге, но позволяют ознакомиться с наследием Белорусской магистрали.
Выставка размещена перед входом в административное здание предприятия, подробно описан каждый образец. Порядок здесь обеспечивают работники участка по комплексному обслуживанию зданий и сооружений под руководством мастера Игоря Тельпука.
На самом видном месте находится стрелочный перевод с типом рельсов Р-43 и крестовиной 1/11 1953 года выпуска – продукция металлургического комбината «Азовсталь». Сама конструкция внушительного размера и заняла значительную часть экспозиции. Особенность этой стрелки в том, что она оборудована металлическими переводными брусьями, произведенными на заводах Германии. Механизм перевода на ручном управлении.
– Такие устройства раньше использовались в Лунинецком железнодорожном узле, – рассказывает главный инженер дистанции пути Артем Кипцевич. – В частности, до 1976 года стрелки на металлических брусьях находились на территории местного локомотивного депо в местах очистки паровозных котлов. Высокую температуру шлака деревянные брусья не выдерживали, попросту выгорали, а металлические служили долго.

Путеизмерительная тележка

По словам Артема Михайловича, данная стрелка в 1976 году была уложена при реконструкции станции Лунинец на пути № 11, ведущем к локомотивному депо. Верой и правдой она прослужила до 2011-го, была демонтирована и заменена на стрелку Р-50 на деревянном основании. Но ее не отправили на металлолом, а решили сохранить и разместили на территории дистанции пути в качестве демонстрационного экспоната.
– Несмотря на длительный период эксплуатации, стрелочный перевод неплохо сохранился, – говорит Артем Кипцевич. – Все элементы находятся в рабочем состоянии. Нам пришлось только выделить белой краской заводскую маркировку рельсов, чтобы были четко видны год выпуска и название предприятия-изготовителя.
В выставочной коллекции интересны также элементы редких рельсов различных производителей. Здесь есть экземпляры, выпущенные еще в 1903 и 1904 годах в Германии, а также с маркировкой «Демидова Н.Т.З.Х МЦА 1887 года. СТАЛ», что обозначает «Демидовский Нижнетагильский завод. Выпущены в октябре 1887 года из стали». Это стандартное клеймо, которым помечалась подобная продукция предприятия в то время. После слова «СТАЛ» обычно следовала аббревиатура той железной дороги, для которой рельсы и предназначались.
– С момента выпуска прошло более 130 лет. Несмотря на значительный отрезок времени, рельсы имеют минимальный износ, а сам металл отлично сохранился, маркировка по-прежнему отчетливо видна, – продолжает Артем Михайлович. – Такие рельсы эксплуатировались до 2002 года на станции Лунинец на пути № 22, предназначенном для сортировки вагонов. Затем наше предприятие проводило усиление пути, и их пришлось демонтировать.
Продукция Нижнетагильского завода была известна в Российской империи с ХVIII века под маркой «Старый соболь» и в настоящее время высоко ценится коллекционерами.

Рельсы различных типов и производителей

О качестве демидовской стали до сих пор ходят легенды. Из нее производили также пушки и ядра, гвозди, применяли на крышах зданий. Великолепные изделия из уральского сплава высоко ценились не только в России, но и за границей. Интересный факт: металлические полы, косяки и каркас Невьянской башни (на территории нынешней Свердловской области), построенной по приказу Акинфия Демидова, не заржавели даже по прошествии почти 300 лет.

Ультразвуковой дефектоскоп

В Лунинецкой дистанции бережно относятся и к путевым устройствам. Здесь, например, сохранили в качестве выставочного образца путеизмерительную тележку конструкции Матвеенко (ее создал Дмитрий Матвеенко – мастер Бендерской дистанции пути Молдавской магистрали). Она применялась на участках Лунинецкого узла с 1972 по 1985 годы и предназначалась для непрерывной проверки ширины колеи и положения рельсовых нитей по уровню с записью показаний на бумажной ленте. Также удалось сохранить ультразвуковой дефектоскоп – УДС2-РДМ-2, который применялся для контроля пути с использованием эхо-метода и зеркально-теневого при контактном способе ввода ультразвуковых колебаний.
Путейцы рассчитывают, что будут пополнять свою коллекцию новыми ценными экспонатами. Это поможет сохранить традиции предприятия и повысить интерес молодого поколения железнодорожников к истории магистрали.

Юрий
ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика